Светлана Семененко: «Аптекам невыгодно продавать дешёвые лекарства»

Автор: Евгений Кондрашов; Создано 04.02.2014;

Можно ли в Ачинске отравиться поддельными медицинскими препаратами? Зачем нужны «государственные» аптеки, если на каждом углу – частные? Кому жаловаться, если вам вместо льготного лекарства, указанного в рецепте, выдают его аналог? С этими вопросами мы отправились к директору муниципального предприятия «Аптека № 27» Светлане Семененко.

- Светлана Сергеевна, городская система здравоохранения в начале этого года претерпела глобальную реформу: отныне все медучреждения подчиняются напрямую крайздраву. На ваш взгляд, как можно оценивать это решение?

- Несмотря на то, что городское управление здравоохранения ликвидировано, контролирующие функции у местной власти остались. Их выполняют заместитель главы администрации Елена Стрельцова и ведущий специалист Ирина Шалашникова. А курирование всех лечебных учреждений взял на себя Денис Лебедев, главврач ЦРБ. Я же – в первую очередь аптекарь, поэтому радуюсь, что мы сохранили в лечебных учреждениях аптечные пункты. А вот обо всём эксперименте я не могу судить объективно, тем более что он только начался.

- А мне кажется, что именно вы и обычные пациенты должны сделать вывод: лучше стало или хуже.

- Я думаю, что вопросы реорганизации вряд ли скажутся на качестве лечения. Потому что врачевание – это искусство. Удалось точно определить причину заболевания – значит, будут правильно подобраны лекарственные препараты, значит, будет эффект. И какая разница, какая реорганизация при этом происходит в системе управления? Главное – результат: выздоровевший человек.

- Рядового пациента, конечно, в меньшей мере касается реорганизация управленческого аппарата, а вот нынешние изменения в процедуре обеспечения льготными лекарствами у многих вызвали нарекания.

- Конечно, обеспечение лекарствами, особенно льготными, всегда связано с какими-то проблемами. Но все они решаемы, причём быстро. Если у жителей Ачинска появляются вопросы по льготному обеспечению лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, можно звонить мне, телефон 7-61-47. Также можно обращаться в вышестоящие инстанции: на «горячую линию» краевого министерства здравоохранения (8-800-700-00-03) и в Росздравнадзора (8(495) 698-26-88). Кроме того, в каждой аптеке и в каждом лечебном учреждении специальным приказом назначается лицо, ответственное за это направление. Если пациент считает, что с ним неправильно обошлись, в чём-то ущемили, нужно обращаться к нему.

- Часто ли клиенты аптеки жалуются на качество препаратов?

- Очень редко. Дело в том, что на сегодняшний день в Красноярске имеется замечательная передвижная лаборатория. Микроавтобус со всем необходимым готов в любое время приехать и провести анализ самыми новейшими способами. Тут же выдают результат.

Кроме того, каждая партия лекарственного препарата проходит проверку химического состава в красноярском Центре контроля качества лекарственных препаратов. Это огромная организация, которая проверяет в том числе и те лекарства, которые аптеки изготавливают самостоятельно. Есть специальная компьютерная программа, куда Росздравнадзор ежедневно заносит оперативные данные об обнаружении подозрительных препаратов. Это открытая база. Как только в неё попадает новое наименование, этот препарат изымается из всех аптек.

- То есть крайними остаётесь вы?

- Мы отвечаем за качество только в той части, которая предписана законом: контролируем упаковку, маркировку, внешний вид, сопроводительные документы.

- Попадаются ли фальсифицированные лекарства?

- Не секрет, что в стране существуют фирмы, занимающиеся «серым» фармацевтическим бизнесом. Это могут быть нелицензированные производства…

- Разве отсутствие лицензии свидетельствует о том, что товар некачественный?

- А если на фирме всё в порядке – оборудование, сырьё, специалисты – почему не получают лицензию? Тем более что выдаётся она бессрочно. Значит, что-то всё-таки не так. Либо выпускают подделку, либо кладут мел, либо плацебо. Всем понятно, что на этом можно получать сверхприбыли.

- И всё-таки: на вашей памяти были случаи, когда опасная подделка попадала в аптечные сети Ачинска?

- Я уже рассказала о системе защиты аптек от недобросовестных производителей. Поэтому до нас фальшивые лекарства никогда не доходили. Но однажды, несколько лет назад, пришло письмо: при производстве одного из препаратов были допущены технологические ошибки, и в результате вместо одного лекарства в ампулы было залито другое. Дело закончилось несколькими смертельными случаями. К счастью, благодаря краевой лаборатории к нам это лекарство не попало.

- Имеет ли сотрудник аптеки право вместо того препарата, который написан в рецепте врача, выдать другой?

- Это наказуемо. Фармацевт вправе лишь рассказать, какие аналоги имеются в аптеке.

- А если это льготник?

- Каждое лекарство имеет международное непатентованное наименование. Но кроме него, есть торговое название препарата. Поэтому больной человек может получить препарат под другим наименованием, но по международной классификации это должно быть то же самое лекарство.

- Кстати, несколько лет назад были очень популярны биологически активные добавки. Сейчас их покупают?

- Они популярны и по сей день. Но я не сторонница их употребления. В первую очередь потому, что по закону они не являются лекарственными средствами, а значит, за ними не такой жёсткий контроль. Да и в плане оказания эффекта – тоже не верю.

- Но люди-то покупают.

- Вопрос выбора всегда остаётся за пациентом.

- Зачем нужны муниципальные аптеки при огромном числе частных?

- Мы нужны, как бы странно это ни звучало, для здоровой конкуренции. Не секрет, что из ассортимента частных аптек постепенно «вымываются» те препараты, которые имеют большой лечебный эффект, но при этом стоят недорого. Аптекам просто невыгодно продавать лекарства низкого ценового диапазона.

А почему частные аптеки не хотят заниматься отпуском наркотических препаратов? Потому что они требуют особых условий хранения, на них много не заработаешь, нужно оформить кучу документов. За это никто не хочет браться, кроме муниципальных аптек.

Да, у нас немолодой персонал. Но все специалисты – с соответствующим образованием и большим опытом. Поэтому, когда меня спрашивают: «Какую аптеку предпочесть?», я тоже отвечаю: «Выбор всегда остаётся за человеком».

- Но вы, как руководитель предприятия, тоже должны думать о прибыли…

- Меня, если честно, больше беспокоит другое: наметившаяся серьёзная тенденция к самолечению.

- Виноват Геннадий Петрович Малахов?

- И Малахов тоже. И нехватка врачебного персонала, и недоверие к системе здравоохранения в целом.

- Правда ли, что доброе слово врача, его внимательное отношение, поддержка со стороны родных для пациента значат больше, чем самое лучшее лекарство?

- Многое зависит от того, как человек относится к своей болезни. Если он осознаёт, для кого и зачем ему нужно жить, происходят чудеса. Но, к сожалению, есть болезни, при которых остаётся уповать только на хорошие медикаменты. Поэтому самое лучшее лечение – это качественные препараты плюс решительный настрой пациента на выздоровление.

 

Комментарии  

 
 
Тёмыч
#2 Тёмыч 05.02.2014 15:41
Тенденция к самолечению имеет место быть из-за реформы здравоохранения. Я, например, три года медицинский полис не продлевал, сам иногда таблеточками перебивался. В принципе, бюрократии в этой сфере стало больше, а собственно медицины меньше. Так нас совсем отучат к докторам обращаться, будет по углам загибаться в одиночку. Про качество медицины - это уже другая печальная история.
Цитировать
 
 
Новый
#1 Новый 05.02.2014 12:01
Хорошая статья. Хорошая аптека и прекрасный персонал. Побольше таких аптек и специалистов.
Цитировать
 

Видео

900

monitoring

Последние комментарии

Наверх