Что в Год экологии АГК нам готовит?

Автор: НП; Создано 15.02.2017; Категория: Статьи

2017 год объявлен Годом экологии. В нашем городе к Ачинскому глинозёмному комбинату всегда приковано внимание как общественного совета по экологии, так и обычных ачинцев. В последнее время специалисты часто рассказывают про экологические проекты комбината, в том числе и со страниц нашей газеты.

Что нового на комбинате будет сделано в Год экологии, и какие природоохранные мероприятия сейчас реализуются для улучшения экологической обстановки, рассказал директор по экологии АГК Алексей Немеров главному редактору «НП» Валентине Колесниковой.

– Каково состояние газоочистных сооружений на сегодняшний день?

– Ремонт и реконструкция газоочистных установок цеха спекания – это то, о чём мы печёмся в первую очередь. За последние несколько лет на АГК добились сокращения сроков ремонта электрофильтров с 2-3 лет до 1-1,5 и нарастили темп работ. Если в 2013 году ремонтировался один электрофильтр, то в 2014 году уже два, в 2015 году – три. В 2016 году отремонтировали четыре фильтра. План на 2017 год – также 4 электрофильтра.

Для понимания объёмов работ: при капитальном ремонте электрофильтра от старой конструкции остаётся только фундамент, и монтаж нового оборудования ведётся практически заново.

– Возможны ли перебои в работе фильтров в случае поломки?

– 2 года назад на нашем комбинате в составе ачинского филиала РИК появился цех ремонта газо­очистного оборудования. В нём трудятся около 100 человек. Они ведут постоянный мониторинг работы оборудования и готовы в любой момент устранить любые неисправности. Такой подход уже показал свою эффективность. Проводятся только планово-предупредительные работы с переключением на резервные установки, что позволяет работать в непрерывном режиме.

– Что-то ещё делается для «чистоты воздуха»?

– Мы продолжаем установку второй ступени газоочистки. Это так называемая «мокрая» газо­очистка скрубберного типа, принцип действия которой основан на пропускании печного газа через водяную завесу – газовоздушную смесь с мельчайшими капельками воды. Новые установки будут, по сути, второй ступенью после электростатических фильтров и поработают на снижение выбросов мелкодисперсной пыли в атмосферу.

– Когда-то давно подобную систему пытались применить. Были проблемы с внедрением в технологию?

– Действительно, в 1980‑е годы её пытались внедрить на АГК. Но по ряду причин эта тема развития не получила. В основном, из-за несовершенства технологий того времени. Оборудование было громоздким, потребляло много энергоресурсов, быстро забивалось и выходило из строя. Его приходилось часто останавливать, а на обслуживание и чистку требовалось большое количество персонала. Поэтому дальше одной опытной установки, которую вскоре забросили, дело не пошло.

Сегодня – иные возможности. Оборудование стало компактным, экономичным, и после настройки почти не требует вмешательства человека в свою работу. Кроме того, изменился и сам подход к внедрению новых технологий в действующее производство. Современные «мокрые» фильтры были спроектированы фирмой-изготовителем конкретно для АГК, под наши индивидуальные требования и условия работы.

– Какими ещё нововведениями в Год экологии может похвастаться АГК?

– В этом году уже пополнилась новым оборудованием санитарно-промышленная лаборатория (СПЛ) АГК. Это подразделение контролирует соблюдение норм предельно допустимых выбросов на промплощадке и состояние атмосферного воздуха на границе санитарно-защитной зоны предприятия. Результаты этих замеров – один из показателей качества и эффективности работы оборудования АГК.

У СПЛ есть утверждённый план-график, который согласован с Росприроднадзором. Ежедневно замеры делаются в двух точках, их местонахождение определяется в зависимости от направления ветра. Обычно одна из точек контроля расположена на промплощадке комбината, вторая – в городе.

В Год экологии на службу СПЛ заступила новая лаборатория на базе автомобиля «ГАЗель» с «начинкой» японского производства. Её стоимость – более 6 млн рублей.

Никаких сомнений в корректности данных быть не может, поскольку выезды часто проводятся совместно с надзорными органами, при проведении контрольных мероприятий результаты сравниваются, и случаев расхождений ещё ни разу зафиксировано не было.

– Часто можно услышать, что снег в городе грязный. Звучат обвинения и в адрес комбината…

– Нашей СПЛ также ведётся мониторинг состояния снежного покрова. В ходе исследований установлено такое явление, как вторичное загрязнение окружающей среды. Появляются дополнительные стационарные и передвижные источники выбросов. Если на крупных промышленных предприятиях выброс осуществляется через высокие трубы, то в городской среде, как правило, источники имеют низкий приземистый выброс, который негативно влияет именно на дыхательные органы человека. То же самое можно сказать и о постоянно увеличивающемся автотранспорте. В летний период времени вторичного загрязнения, как это и делали ещё в Советском Союзе, можно избежать поливом дорог, а в зимний период их уборкой, чем мы также занимаемся.

– Вы ещё занимаетесь уборкой города? Сколько завод тратит на это?

– Участок уборки улиц появился на АГК как пункт соглашения с городской администрацией о социально-экономическом сотрудничестве. За счёт РУСАЛа закуплено 10 современных машин и создано около 20 рабочих мест. Компания также взяла на себя затраты на содержание нового участка. Затраты не маленькие – речь идёт о десятках миллионов рублей в год.

Участок работает круглогодично и круглосуточно по плану-графику, составленному совместно с управлением ЖКХ и МУП «Ачинский транспорт».

– Как движется реконструкция шламохранилища?

– Для начала отмечу, что проблемы с загрязнением окружающей среды копились десятилетиями, когда комбинат работал в промышленной системе Советского Союза. Например, шламовую карту № 1 строили в 70‑е годы прошлого века, когда требования к защите окружающей среды, соответствующие ГОСТы, СНиПы и так далее, были совершенно иными, чем сейчас. А экологические требования вообще отсутствовали. Решать проблемы с таким «наследием» – это длительный и очень затратный процесс.

– Сейчас карта № 1 в рабочем состоянии?

– Нет, в настоящее время подача шлама полностью прекращена, начата подготовка её к консервации. В 2016 году на опытных участках карты № 1 мы начали отрабатывать различные варианты рекультивации,  включая вариант посадки зелёных насаждений.

28 февраля состоятся публичные слушания по консервации первой карты. Это обязательное условие вывода сложных производственных объектов из эксплуатации, как об этом нам говорит природоохранное законодательство. Кстати, информация по предстоящим слушаниям по ОВОС размещена в библиотеках города, на официальном сайте администрации Ачинска. Каждый желающий может ознакомиться.

– Насколько безопасна новая третья шламовая карта?

– Это самый масштабный промышленный проект последнего времени в сибирском регионе. Его стоимость – около 3,9 млрд рублей. Конечно, во главу угла была поставлена принципиальная безопасность новой карты для окружающей среды. Проектные решения по подготовке основания и устройству противофильтрационного экрана также прошли целый ряд независимых экспертиз, которые выдали положительные заключения. В строительстве применялись самые современные и надёжные технологии и материалы.

После получения разрешительных документов от государственных надзорных органов будет приниматься решение о вводе объекта в эксплуатацию.

– Известно, что перед началом строительства ШК-3 АГК выполнил целый ряд подготовительных мероприятий. Каких?

– В ходе подготовки к непосредственной реконструкции шламохранилища, в 2014 году АГК ликвидировал самый большой сброс сточных вод в р. Чулым – выпуск № 1. Считаю, что это большой шаг в сторону сохранения экологической обстановки водного объекта. Ну, и конечно, был проведён ряд других природоохранных мероприятий, направленных на снижение негативного воздействия в целом всего шламохранилища. Все они направленны на одно – безопасная для окружающей среды работа предприятия.

– Ведутся ли какие-то исследования в использование нефелинового шлама?

– Шлам – это твёрдый отход глинозёмного производства, основная масса которого – двукальциевый силикат. По свойствам шлам похож на цемент, со временем он приобретает необратимую водостойкость и плотность камня.

В первую очередь, его можно утилизировать в производстве цемента. Здесь шлам может использоваться и как сырьевой компонент, и как активная минеральная добавка. Второе направление – дорожное строительство, где нефелиновый шлам станет отличным вяжущим веществом для песчано-щебёночного основания. Третье – горнодобывающая промышленность, где имеется необходимость в закладке горных выработок, пустот и шахт.

Однако его масштабной переработке с пользой для других отраслей препятствует ряд объективных факторов.

В первую очередь, это необходимость опытно-промышленной апробации и разработки нормативной документации с привлечением специализированных организаций.

Аналогичная картина наблюдается с закладками горных выработок и в дорожном строительстве – на сегодняшний день просто нет утверждённых технических нормативов, регламентов и рецептур использования нефелинового шлама для этих целей.

Оказывает влияние и коммерческая сторона вопроса. Мало отгрузить сырьё по привлекательной цене, надо ещё доставить его потребителям с минимальными затратами. А для нефелинового шлама тарифы на железнодорожные перевозки сегодня таковы, что для потенциальных покупателей в других регионах это сырьё оказывается дорогим и не выдерживает конкуренции с местными материалами.

РУСАЛ уже много лет пытается решить эту задачу. Идёт активное сотрудничество с заинтересованными научными центрами и проектными организациями. Это ВАМИ, Инженерно-технологический центр РУСАЛа, СибНИИцемент, Сибирский федеральный университет и другие.

В процессе реализации всероссийской концепции по вторичному использованию отходов производства, утверждённой Президентом РФ, надеюсь, этот вопрос будет решен.

– Каково это быть директором по экологии такого большого и сложного предприятия, как АГК?

– Экология – это очень многогранная наука. А работать на одном из крупных промышленных предприятий очень перспективно и интересно, хотя и достаточно сложно. Я уже 15 лет работаю в сфере природоохраны и, как мне кажется, достаточно чётко понимаю, в каком направлении нужно двигаться и какие проекты осуществлять. А экологическое направление в производственной деятельности с каждым годом становится всё более приоритетным. Проекты поддерживаются компанией и обеспечены финансированием. Но самое главное – это грамотные специалисты в твоей команде, а профессионалом на АГК можно назвать каждого сотрудника. Сложности есть, и понятно, что такое предприятие не может быть совсем экологически чистым. Но мы знаем, как приблизить его к этому, и уверенно идём к своей цели.

 

Комментарии  

 
 
Сергей 1994
#3 Сергей 1994 22.02.2017 16:14
Серый город с мрачными настроениями. Никакого дальнейшего развития не ждите.
Цитировать
 
 
Тёмыч
#2 Тёмыч 22.02.2017 04:18
Цитирую Просто живу тут:
Ох, как хочется верить! А снег нынче правда, черный, как никогда...

Зато мысли у Русал-овец светлые.
Цитировать
 
 
Просто живу тут
#1 Просто живу тут 15.02.2017 20:01
Ох, как хочется верить! А снег нынче правда, черный, как никогда...
Цитировать
 

Видео

900

monitoring

electromir2

Последние комментарии

Наверх