«Вместо них – пустота...»

Автор: Татьяна Гостенкова; Создано 19.10.2016; Категория: Статьи

Ирина Алфёрова неподвластна годам!

Народную артистку России Ирину Алфёрову – уроженку Новосибирска, в Ачинске ждали. Она по-прежнему популярна у зрителей. Рядом со мной в зале городского Дворца культуры сидели две женщины. Они перешёптывались между собой: «Интересно, сказались ли на ней годы? Ведь уже 65…»

И вот появилась Алфёрова, и народный артист России Юрий Чернов. Творческая встреча началась со сцены из спектакля. Игра Ирины и её партнёра была вознаграждена бурными аплодисментами.

– Если вы мне зададите вопросы, то я буду счастлива. Мне повезло, а это очень важно в нашей профессии, потому что первой ролью стала Даша в телеэпопее «Хождение по мукам». На неё пробовались многие актрисы, но режиссёр Василий Ордынский сказал: «Когда ты вошла, я сразу понял: вот она – моя Даша. Все остальные меня не убедили», – начала Ирина.

– Я училась в ГИТИСе, и мне тогда казалось, что искусство – это всё, за его порогом – ничего. Даша и есть такая: непримиримая, упрямая, но чуткая и хорошая. Очень похожая на меня, что и помогло создать этот образ. Фильм снимали пять лет. Режиссёр  знал жизнь – с ним было интересно.

Когда съёмки завершились, стало грустно, появилось такое чувство, будто у меня что-то отняли, вокруг – пустота, которую можно заполнить только чем-то лучше. И я пошла в театр «Ленком». Тогда на его сцене шла рок-опера «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты». Все молодые, танцевали, пели – и это было так потрясающе! На другой день попросилась: «Возьмите меня!» Так мне досталась роль девицы кабаре. Подвело то, что я ни разу не была на профессиональной театральной сцене. Вышла на неё вместе с другими «девицами», повернулась, увидела зал … и ноги напрочь отказали. Упала и соображаю: что же делать дальше? Поползла, изображая по пути руками какие-то танцевальные движения. А сама в это время думаю: «Всё, уволена». Но после спектакля главный режиссёр Марк Захаров сказал: «Я смотрел и мне понравилось: в кабаре, на коленках, такая пластика… Может, мы это и закрепим. Все на ногах, а вы – нет: в этом что-то есть!»

Во втором спектакле по повести Васильева «Брестская крепость» играл Саша Абдулов. Его нужно было видеть не в кино, а в театре: такая энергетика! Я смотрела на него, стоя за кулисами. В одной из сцен Абдулов, игравший защитника крепости, единственного, оставшегося в живых, начал метаться по сцене. Вдруг ко мне подбежали костюмеры, предложили снять одежду и натянули скромное ситцевое платье. Я, как в тумане, лишь твердила: «Я не играю в этом спектакле». Объясняют: «Это неважно, не пришла актриса, нужно срочно её заменить, иначе Абдулов нас убьёт!» Вытолкнули, стою спиной к зрительному залу, смотрю на Сашу, надеясь, подскажет, что дальше делать. А он был человеком с юмором и любил подшучивать: «Ну, значит ты – моё воспоминание. Ты – моя любовь». Бросаюсь к нему, нежно обнимаю, а он одной рукой прижимает, другой – отталкивает и шепчет на ухо: «Ты – моя любовь в шестом классе». Начинаю пятиться, заплетать косичку. «Ты, наверно, меня не узнаёшь? Забыла, как звать? Коля». «Коля», – повторяю я. А он меня тихонько подталкивает со сцены: «Ты же моё воспоминание? Иди…» Потом я выучила роль и вошла в спектакль.

К этому времени из зала начали поступать записки с вопросами:

– С кем из актрис нашего кино вы дружите?

– Особо и дружить-то некогда. Я поддерживаю отношения с людьми, если они сами этого хотят, звонят, появляются. Мама, дети, работа в театре «Современной пьесы». А друзья – не актёры, простые женщины, с которыми свела жизнь. Они всё понимают и прощают. Но, тем не менее, актёров ценю, люблю – это очень тяжёлая профессия, отдаваясь ей, многим жертвуешь.

– Встречались ли вам режиссёры, которые бережно относились к актёрам?

– Настоящие режиссёры все бережно относятся к актёру, потому что они себя уважают. Ведь что такое хороший фильм и хороший режиссёр? Это новый мир, созданный Богом, откуда режиссёр должен черпать, любить и давать. Мне очень помог Ордынский. Первый фильм, ничего не можешь, боишься и режиссёр подсказывал, как держать голову, куда и как направлять взгляд. На второй год он сказал: «Не контролируй себя, ты этому уже научилась, ты уже Даша!» После просмотра «Хождения по мукам» югославский режиссёр Звонимир Беркович сказал: «Я хочу эту актрису». Меня долго не выпускали за границу, прошли сроки. Пришлось пойти к чиновнику высокого ранга Госкино: «Вы же подписали контракт?» Сидит такой наглый, развалившийся в кресле: «Ну, спокойно, спокойно. У вас ещё будут роли, не поедете – не беда». На съёмки во втором его фильме я уже по­ехала, как туристка. Этот режиссёр очень ценил и уважал актрис.

– Расскажите о своей Констанции…

– Фильм «Д’Артаньян и три мушкетёра» – для меня сложный. Только позавчера прочла режиссёрские высказывания о моей игре в нём, этот человек на том свете, а так бы хотелось с ним поговорить. Я просто ошалела – всю жизнь танцую, в спектаклях – по пять-шесть танцев, хотела стать балериной, люблю движения. А он пишет: «С Алфёровой отказались работать балетмейстеры, назвав "колодой"». Ложь. Весь фильм я снималась сама – ко мне не подходили, не красили, не репетировали. Выходила на съёмки и делала всё, что приходило в голову. Помню: пришли с Мишей Боярским снимать сцену танца, а балетмейстера нет. «А что нам делать?» – ругается он. «Делайте, что хотите. Включайте камеру!» Я в эту минуту судорожно соображаю, какие могли быть движения в то время? Начинаю изображать реверансы…

Когда поступала в институт, конкурс был больше 2‑х тысяч человек на место. А когда уже набрали курс – всего двадцать человек, то наш педагог сказал: «Профессия очень сложная. Имейте в виду, что врач, что учитель – копят и лишь потом отдают. А актёру надо всего себя отдавать сразу. Ошибёшься – и твоё место займут». Я уже достаточно пожила, потеряв многих партнёров: Даля, Миронова, Евстигнеева, Абдулова… Наш педагог тогда ошибался: эти люди ушли, но их место никто не занял. Вместо них осталась пустота.

Послесловие


Зрителям очень хотелось узнать о личной жизни актрисы, но она как-то эту тему обходила стороной.

Актриса трижды была замужем. Первый супруг – болгарский дипломат Бойко Гюров. От этого брака Ирина родила дочь Ксению Алфёрову. С 1976 по 1993 год она состояла в браке с Александром Абдуловым. Они познакомились в театре «Ленком» и стали самой красивой парой киноактёров. По их словам, это была любовь с первого взгляда. Но в начале 90‑х их брак дал трещину после ряда ставших публичными скандалов. В 1993 году брак распался окончательно. Еще в 1991 году Ирина познакомилась с актёром Сергеем Мартыновым – на съёмках фильма «Звезда шерифа». Он в 1993-м и стал её третьим мужем. Ирина Алферова и Сергей Мартынов воспитали троих приёмных детей: двоих детей третьего мужа – Анастасию и Сергея, а также Александра – сына своей умершей сестры Татьяны.

 

 

 

Комментарии  

 
 
nika nazarova
#2 nika nazarova 24.10.2016 22:03
Ну а что,в кинишках мелькать,это вам не лопатой махать.
Цитировать
 
 
Тёмыч
#1 Тёмыч 20.10.2016 18:30
Какая прелесть! Это я не про актёрский дар.
Цитировать
 

Видео

900

monitoring

electromir2

Последние комментарии

Наверх