Почему мы боимся ислама?
В голове обывателя ислам спрессовался с угрозой и терроризмом, и обычные мусульмане вызывают опасение, напряжение и отторжение. Только побывав в развитых мусульманских странах – таких, как Малайзия, – понимаешь, что бояться нужно не ислама, а своих дремучих представлений о нём. «Все конфликты, проблемы, стычки – от неграмотности. Когда человек смотрит на мир с одной точки, он видит не много. Мир хорошо виден с горы», – помню, лет семь назад втолковывал мне муфтий Красноярского края Гаяз Фаткуллин. Только теперь я смею думать, что до меня дошло.
Мы исследовали старый центр Малакки – малазийского городка с 200 тысячами населения. (Исторический центр Малакки целиком внесён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.) Случайно в наш объектив попала девушка: в сарафане и шляпке, сама с шармом, она гармонично вписалась в еле тронутые кистью вековые кварталы. Она оказалась из Питера и первой русской, встреченной нами в Малайзии. Надо сказать – и последней. После прорусского Таиланда не слышать родную речь в приморских туристических городках Малайзии, забитых туристами со всего света, было странно. Мы нет-нет, да задавались вопросом: почему? Почему эту дивную, более развитую, чем Таиланд, страну сограждане избегают? Тем более что в Малайзии, как и в Таиланде, даже виза для граждан РФ не нужна: гуляй месяц.
Никаких других причин, кроме исламофобии, которой забиты головы наших сограждан, мы не нашли.
***
Ислам – государственная религия Малайзии. И, например, в Малакке дважды в день, на заре и закате, из динамиков льётся надтреснутая, драматичная, как биография мира, песнь. Она заполняет старый город, вытесняя собой все другие звуки. Это имам сзывает мусульман в мечети встретить и проводить день молитвой. В другом городке, Джорджтауне, первое, что мы прослушали в такси, приехав, – проникновенную лекцию на тему ислама (по радио). «О-го-го, это ж куда мы попали? – помнится, загрустила я. – Плакали мои шорты. Придётся кутать колени и голову». А на дворе – сауна, +36. Но я ошибалась. Джинсы так и не выползли из чемодана, а платок не был куплен. Без надобности.
Малайзия – во всяком случае, развитая туристическая часть, – ислам без радикализма, без крайностей. Подчиняясь законам предков, мусульмане и не думают натянуть платок на остальной мир. В этом, пожалуй, основное отличие верующих людей от религиозных фанатиков (в любой религии).
Ни одного кривого взгляда мои худые коленки так и не снискали. Мой внешний вид никого не волновал. Скорее, приглядывались к поведению. Поведение – ключевое слово, когда попадаешь в мир людей с иным менталитетом. Фразу «не любят русских», которая всё чаще звучит, следует понимать «не любят, когда ведут себя, как поросята». Потому что для азиатов и славяне, и германцы, и романские народы – все на одно лицо. Отношение к человеку в странах Азии адекватно культуре и поведению самого человека.
***
В Малакке и Джорджтауне мы угодили в этнический пирог. Малайцы, китайцы, индийцы компактно – поквартально, поулично – исторически занимают свои территории. Согласно Википедии, 50 % населения страны – малайцы, 12 % – этнические меньшинства, аборигены, коренные народы; 23 % – китайцы, индийцев – 9 %. Конституция гарантирует каждому свободу вероисповедания. И, сдаётся мне, это не декларация. На короткой улочке старой Малакки, где мы обосновались, в ряд, через дом расположились: мандир (индуистский храм), китайская буддийская пагода, древняя мечеть. На закате, уступая друг другу узкий, выщербленный тротуар, китайцы, индийцы, малайцы расходятся каждый в своё святилище, каждый к своему божеству. Но утро – раннее утро они начинают одинаково: с мусульманской молитвы.
В пять утра, повторюсь, сладкую негу полиэтнического квартала рушит песнь – из динамиков на мечети. Аккурат напротив нашего отеля. Такое ощущение, что имам уютно устроился прямо в моём ухе. «О-го-го», – снова взгрустнулось мне. Это была первая ночь, и впереди ждало еще шесть таких же. «Всё хорошо, – заверила я хозяйку-китаянку, хлопотавшую, как мне спалось. – Но мусульманская песня утром…» Старая китаянка, коротающая дни за конторкой с гроссбухом и если и верящая, то только в семейный бизнес, взяла меня за руку. Проникновенно глядя в глаза, как ребёнка, убеждала потерпеть: «Таков закон». Вы скажете: ничего странного, это ее бизнес, деньги, приходится терпеть. Но она сама, не мусульманка, годами живёт под чуждую ей молитву, не позволяя себе ни злости, ни осуждения. А вы бы так смогли?
***
По данным переписи 2010-го, ислам исповедуют чуть больше 60 % населения Малайзии, буддизм – почти 20 %, каждый десятый житель страны – христианин, индуистов – более 6 %. На долю конфуцианства, даосизма, атеизма приходится 2 % граждан. Такая сложная полифония! Но ни единого проявления бытового межнационального шовинизма мы не заметили. Допускаю, что недовольство среди этнических групп есть. Тем более когда ключевые посты и политические вопросы в государстве – прерогатива малайцев, а финансы, по большому счёту, принадлежат китайцам и индийцам (видимо, как более способным к торговле и счёту). Но недовольство не выходит за рамки правового поля.
Индийцы держатся очень плотно, обособленно от других народностей. И напоминают цыган, особенно женщины: хаотичные, шумные, если в сфере услуг – то, чаще всего, продувные бестии. Надуть – часть менталитета. У индийцев плохая репутация, и они, похоже, это знают. Однако в Джорджтауне мы жили в бюджетном индусском отеле – чистом, тихом, с очень дружественным персоналом. Обедать предпочитали в «маленькой Индии» – в индийских кафе, где яблоку негде упасть от местных. Шум, крик, звон, беготня, запах чили и карри, отменная кухня, еда руками, никакого активированного угля потом и счёт на двоих как за 1/2 бутерброда в «MacDonalds».
Китайцы – в основном, образованные, культурные, с большим эстетическим чутьём люди. Они тоже селятся компактно, но работают и общаются с малайцами. Если сравнить их с гражданами КНР, полюбившими Сибирь, то общее между ними только одно: разрез глаз. От толп китайских туристов, которых носит по Юго-Восточной Азии с флажками и штативами (селфи, селфи!), они тоже сильно отличаются. В десятке самых влиятельных, богатейших малазийцев – сплошь почти этнические китайцы.
Малайцы – самые любознательные, дружелюбные, открытые, симпатичные люди на улице. Каждый второй – здоровается. Каждый пятый любопытничает, откуда мы или, реже, куда. Этот дядюшка коротал утро за стаканом холодного чая в кафе. Узнав, откуда мы, он пожал нам руки и стал упорно добиваться ответа: «Вам в вашей России живётся хорошо?» Мы не понимали его английский и только кивали головами, как болванчики. Не добившись ничего определённого, старый мусульманин махнул на нас рукой.
***
До 50-х годов прошлого века Малайзия была Британской колонией. В 1952-м индийцы, китайцы и малайцы объединили свои национальные партии в коалицию и добились независимости государства. Почти сразу было создано Министерство национального единства – ключевое в правительстве, и Малайзия взяла курс на традиционные азиатские ценности, понятные каждому в многонациональной стране. «В единстве – сила», – начертано на гербе федеративной Малайзии.
Видео
Последние комментарии
-
Благие наМЭРения
1 час назадсогласен с ветровым полностью. посадить это треть дела. вырастить надо еще. весной до дождей полить хотя ... -
Прокурор требовал 14…
12 часов назадЦыплят по осени считают… Вот и подсчитали. -
Тайны старого Ачинска
2 дней назад"Троицкий собор взорвали, после чего разбирали малыми блоками и использовали их на сооружение городской ... -
Не менее пяти лет...
3 дней назадВ очередной раз убеждаюсь в непрофессионализме журналиста НП. Уточняйте хотя бы потом, за что ... -
Не менее пяти лет...
5 дней назадЖителей развели как лохов! Вбросили в СМИ про квартиру "за год", чтобы народ пар выпустил. И сразу ...
Ета хто? Православный это я. Единствиннай! Попутал што ли?
Говорят, он типа православный. За бабки и буддистом станешь. Бог - не фраер
Это верно. Если вспомнить про нескончаемый срок правления мэра, то ачинцы очень любят ислам.
Когда, прикрываясь Аллахом, головы друг другу режут, это не ислам.
Лёша, ещё раз внимательно перечитай заголовок? Вот там обобщают, и ни слова о Малайзии.
Цитата: Статья не про радикальный ислам на Ближнем Востоке, а про ислам и про мусульман в Малайзии.
Цитирую Тёмыч:
Зачем обобщать? Ещё раз повторю, что статья - про ислам в Малайзии, граждане которой, отнюдь, не голодны, не злы и очень даже образованы.
Кстати, когда в Ачинске обсуждали перспективы развития туризма в городе , мы забрели в Малакке на островок, где идет бурное строительство. Потом посмотрел в Интернете - оказывается, там идет реализация проекта Melaka Gateway. Планируется привлекать в город дополнительно порядка 2 миллионов туристов в год, инвестировав в проект 40 миллиардов ринггитов. Это 680 миллиардов рублей = 3,5 годовых бюджета Красноярского края. Похожа Малайзия на голодную страну? Не хотят ли ачинские власти инвестировать в туризм 680 миллиардов?
Цитирую Серафим:
Все статьи в газете и комментарии на сайте, которые вам не нравятся, написаны исключительно мной
Не захотелось мне ехать в Сирию спасать братьев из ИГ, нет, не захотелось. Попытайте другие методы.
Во-во. Кого убедить захотела и в чем? А про то как отдыхать за деньги мы и так знаем.