Алексей Бабий: «Обывателю нужен Сталин, которого он так сладко боится»

Автор: Маргарита Баранова; Создано 27.01.2016; Категория: Статьи

Председатель красноярского «Мемориала» рассказал «НП» о природе страха, подоплёке доносов и корнях бытового сталинизма

– Алексей, есть расхожее мнение, что сталинские репрессии коснулись барчуков, а рабочему с колхозницей жилось спокойно. Это так?

– Это заблуждение, на котором и зиждется бытовой сталинизм. На самом деле репрессировали в основном крестьян, и не только во время раскулачивания. Операция 1937-го называлась антикулацкой, имела чёткие временные границы, лимиты на расстрел и категории, кого брать.

По Красноярскому краю, по нашим данным, крестьяне составляли 80–90 % от всех репрессированных, партийных было всего 5 %. Начало исполнения приказа – 5 августа 1937-го, конец – 5 декабря 1937-го. Но органы так раздухарились, что лимиты быстро выбрали. В крае, к примеру, уже в начале октября расстреляли «плановых» 750 человек и стали просить тов. Сталина: «Нам бы ещё шесть тысяч»…

– Откуда взялось это заблуждение?

– XX съезд компартии печалился, в основном, о репрессированных партийцах – командармах, секретарях обкомов и проч. Всё, что в период оттепели о репрессиях писалось, были воспоминания выжившей интеллигенции. (Исключение – «Один день Ивана Денисовича» Солженицына.) Крестьянин, если он уцелел, забился в норку и замер, да и писать-то не умел. Если бы граждане поняли, что такие люди, как они, составляли 90 % репрессированных, они, может быть, не так бы и хотели Сталина. А второй миф – что при Сталине был порядок. А при Сталине был жуткий бардак! Везде. Указания сверху беспрекословно выполнялись. Но, если нужно было принять решение на месте, тянули время, боялись, потому что чёрт его знает, как поступать. К примеру, товарищ Бухарин заведовал «Правдой» и был на коне, и вот он уже – враг народа. Сейчас, кстати, картина такая же. Вчера турки – лучшие друзья, сегодня – заклятые враги. И что там у них наверху, и кто завтра враг?..

Маленькие трагедии Большого террора

– Среди тысяч трагедий есть истории, которые вас задели?

– Я знаю такие истории, но не любитель их рассказывать. Они вызывают у обывателя сладкий ужас, который тоже лежит в основе сталинизма. Обывателю нужен Сталин, которого он так сладко боится и которого любить от этого не перестанет. Это не работает. Вот история. Семью – мужа с женой – высылают за то, что у них был батрак. А батрак этот – приёмный сын, сирота-подросток, который, естественно, им помогал. Он с год в органы писал: «Они мне за отца с матерью были, я с ними ел и жил». Наконец, надоел он им: «Значит, ты признаёшь, что был членом кулацкой семьи? Тогда и тебя высылаем». И выслали туда же. Нет здесь, как видите, ни распятых мальчиков, ни крови. Вся штука в том, что зло было обыденным. И эта атмосфера, когда боишься вякнуть, десятилетиями продолжалась. Это и есть настоящий ужас, но он многим непонятен.

– Может, вам попадались нетипичные ситуации?

– Была интересная история, когда человек 10 молодых троцкистов выслали в 1927‑м из обеих столиц в Ачинск. Идейные были ребята. На вопрос, за что сослан, гордо отвечали: «За приверженность ленинским идеалам». А практика такая была: если ссыльный, первым делом лишают избирательных прав. Их лишили. Они объявили голодовку, всё время делали какие-то заявления… Ну, их арестовали и выслали по одному кого куда. Ещё ярче случай. Был такой Либер, латыш. Когда его в 37‑м арестовали, он на допросе стукнул следователя пресс-папье по голове, выхватил у него револьвер и выстрелил ему в голову. И ещё нескольких ранить успел, пока его не скрутили.

– Почему в Ачинске до сих пор нет памятника жертвам политических репрессий?

– В крае два города, где памятники есть: Минусинск и Енисейск. В остальных городах с этим большие проблемы. В Канске, Ачинске, Туруханске места массовых захоронений известны, но не отмечены. В Ачинске, когда в 70‑е строили аэропорт, вскрыли захоронение. В начале 90‑х (ещё были живы свидетели того, как извлекали останки из земли) ачинский «Мемориал» потребовал от прокуратуры официально подтвердить этот факт и взяться за расследование. Тогда можно было бы памятный знак поставить. Но прокурорские отбоярились, у нас есть их переписка.

Липкая паутина страха

– Если бы не доносы, такого размаха репрессий бы не было?

– Донос был эффективным средством социального лифта. Донёс на начальника – его забрали, ты на его место сел. Правда, готовься, что и на тебя напишут… Или – человек вёл личный дневник, где о советской власти отзывался не шибко хорошо. Отношения с женой у него были неважные. И жена, чтоб от него избавиться, откопала дневник и передала его в НКВД… Мы знаем много таких случаев. Но, если бы правоохранительная и законодательная система в стране была нормальной, эти доносы не работали бы, – вот в чём дело! Донос и беззаконие – две стороны одной медали. Осуждая самостоятельные доносы, я бы отдельно поставил показания арестованных людей: их показания – вынужденные. Ломали в НКВД очень быстро. Достаточно пригрозить уничтожить семью, чтобы вынудить человека подписать что угодно. С момента раскулачивания и ликвидации НЭПа обыватель знал, что с ним легко могут сделать всё. И 37‑й год финальную точку в этом поставил. Страх стал, образно говоря, генетическим. Году в 2004‑м репрессированные стали отказываться давать нам интервью: «Вдруг мне или моим детям плохо будет». Власть повела себя похожим образом, и страх проснулся.

– Нынче мораторий на смертную казнь. Почему же так оробели?

– Теперь уже и расстреливать не надо, народ обмельчал, боится мелочи: с работы снимут, дело заведут. Да и в тюрьму можно загреметь за милую душу без всякой вины. А если за тобой ещё и грешки водятся, так тем более. Это ещё один приём управления, который действовал и тогда, и теперь. Когда законодательство настолько противоречиво, что ты не можешь что-то делать, не нарушая. Пока ты свой, на это смотрят сквозь пальцы. Как только тебя решили съесть, найдутся совершенно законные способы посадить. И это всё, я так думаю, сознательно сделано. Каждый ходит на крючке.

– Ваше отношение к людям, жизни изменилось в результате ваших исследований?

– К людям я стал относиться гораздо хуже скорей в последние два года, когда увидел, как легко этот «совок», который я ненавидел, возвращается на всех уровнях, сверху донизу, одним щелчком – дзынь! Благодаря тому, чем я занимаюсь, я понимаю эту систему, куда она идёт и что с ней будет. И что будет с людьми, которые вольно или невольно её поддерживают. Мне этих людей не стало жалко. Если они несутся на всех парах к обрыву, это их проблема, не моя. Задача «Мемориала» – сохранить память о тех, кто пострадал, восстановить историю и донести её до тех, кому это интересно.


Справка «НП»

За годы советской власти по политическим мотивам арестованы более 50 тысяч красноярцев, расстреляны – почти 20 тысяч. В Ачинском районе лишены избирательных прав 2434 семьи, раскулачена – 1581.

 

Комментарии  

 
 
Олег_Иваноф
#15 Олег_Иваноф 01.02.2016 18:53
Цитирую снг:
Так вот "справка" как раз и вызывает недоверие...

Милейший, а известно ли Вам, что у нас потери в ВОВ посчитаны с точностью плюс/минус миллион? (в отличии от побежденных немцев, посчитавших своих до последнего человека) А уж какой у нас учет был после революции...

Цитирую Белый:
Иваноф всё кого-то читает.......... Иногда прихожу к мысли, что зря большевики в свое время ввели всеобщий ликбез. :sad: В России не всем полезно читать.

Читаю, да. В отличии от Вас. Вы-то похоже уже вобрали в себя весь доступный Вам объем знаний.
Цитировать
 
 
Белый
#14 Белый 01.02.2016 10:58
Цитирую Олег_Иваноф:

Шаламова почитайте

Иваноф всё кого-то читает.......... Иногда прихожу к мысли, что зря большевики в свое время ввели всеобщий ликбез. :sad: В России не всем полезно читать.
Цитировать
 
 
снг
#13 снг 01.02.2016 09:56
Цитирую Олег_Иваноф:
Что ж Вы так невежество-то своё и дремучесть на показ выставляете? Ведь черным по белому написано - 50 000 (пятьдесят тысяч!) арестованы, почти 20 тысяч (!!!) расстреляны. Все равно не понятно? Людей, понимаете!?
Шаламова почитайте: http://modernlib.ru/books/shalamov_varlam_tihonovich/kolimskie_rasskazi/read/
Никулина: http://www.belousenko.com/books/nikulin/nikulin_vojna.htm
Может в Вашей черно-белой картине мира полутона появятся...

Так вот "справка" как раз и вызывает недоверие, ты хоть прочитай её. Там же говорится "за годы Советской власти" т.е. 1917-1991 г. и за всё Сталин в ответе. И что значит ПОЧТИ 20 тыс. это сколько ? И источник то должен быть не писатель какой нибудь, Шаламов там или солженицын а документ. А эти бабии являются пророизводителями лжи и клеветы :P
Цитировать
 
 
Тёмыч
#12 Тёмыч 30.01.2016 23:50
Цитирую Марго:
А почему, комментируя статью, интервью, чужое мнение, нужно переходить на личности и оскорбления? Я не очень этого понимаю. Полемика и словесный понос - не слова-синонимы, господа.

Потому что я козёл. Вам легче? Всегда легче обсуждать чужую смерть, чем свою жизнь. Я именно такой. А Вы?
Цитировать
 
 
Олег_Иваноф
#11 Олег_Иваноф 30.01.2016 22:28
Цитирую снг:
Как же ненавидят эти бабии Советский строй...

Что ж Вы так невежество-то своё и дремучесть на показ выставляете? Ведь черным по белому написано - 50 000 (пятьдесят тысяч!) арестованы, почти 20 тысяч (!!!) расстреляны. Все равно не понятно? Людей, понимаете!?
Шаламова почитайте: http://modernlib.ru/books/shalamov_varlam_tihonovich/kolimskie_rasskazi/read/
Никулина: http://www.belousenko.com/books/nikulin/nikulin_vojna.htm
Может в Вашей черно-белой картине мира полутона появятся...
Цитировать
 
 
снг
#10 снг 29.01.2016 08:48
Цитирую Марго:
А ..................-синонимы, господа.
:cry: так господ еще в 1917 г. отменили.
Цитировать
 
 
Марго
#9 Марго 28.01.2016 20:56
А почему, комментируя статью, интервью, чужое мнение, нужно переходить на личности и оскорбления? Я не очень этого понимаю. Полемика и словесный понос - не слова-синонимы, господа.
Цитировать
 
 
Семьен
#8 Семьен 28.01.2016 17:40
Цитирую Поправочка:
У кого то и свое начало. не в однЕм и тем же полкЕ вообще то, а в однОм и том же полкУ. Учите грамматику, комментатор.

Вообще-то пишется через дефис. А "в однем и тем полке" - это слова из известнейшей песни. Пел её Ролан Быков в кинофильме "Служили два товарища". Послушайте на досуге.
Цитировать
 
 
Поправочка
#7 Поправочка 28.01.2016 08:22
Цитирую Семьен:
Служили два товарища в однем и тем полке. Далее у всех свое продолжение.

У кого то и свое начало. не в однЕм и тем же полкЕ вообще то, а в однОм и том же полкУ. Учите грамматику, комментатор.
Цитировать
 
 
Семьен
#6 Семьен 28.01.2016 02:02
Цитирую Тёмыч:
В своё время сталинские Советы больше всего замучили не евреев, а как раз русских. Просто евреи про это любят покричать и взять деньгами, а русские по привычке терпят и молчать. Желаю вам всем загреметь в наши уютные лагеря по 58-й. Для укрепления русскости и патриотизму.

Служили два товарища в однем и тем полке. Замполит говорит - вот вы здесь смеётеся, а в это время Кукрыниксы негров вешают. Ему солдаты говорят, что это скорее не Кукриниксы, а Куклусклановцы. Далее у всех свое продолжение.
Цитировать
 
 
Тёмыч
#5 Тёмыч 28.01.2016 00:04
Цитирую Дмитрий Советов:
Антисоветчик всегда русофоб.

В своё время сталинские Советы больше всего замучили не евреев, а как раз русских. Просто евреи про это любят покричать и взять деньгами, а русские по привычке терпят и молчать. Желаю вам всем загреметь в наши уютные лагеря по 58-й. Для укрепления русскости и патриотизму.
Цитировать
 
 
Серафим
#4 Серафим 27.01.2016 23:04
Цитирую Дмитрий Советов:
Антисоветчик всегда русофоб....Для антисоветчика русский народ - народ хам, народ холоп, народ раб.
Бабий - русофоб, прикрывающийся своими благими намерениями защиты "безвинно" убиенных.
Такие гады, как он, разрушили Советский союз, ....


полностью поддерживаю!

Чтобы понять сущность бАБИЯ достаточно уже этого бреда: "Да и в тюрьму можно загреметь за милую душу без всякой вины".
Цитировать
 
 
Дмитрий Советов
#3 Дмитрий Советов 27.01.2016 22:43
Антисоветчик всегда русофоб.
Когда антисоветчик понимает, что советский союз построил народ, таким каким он его считал правильным, он понимает, что объект его ненависти - народ.
Для антисоветчика русский народ - народ хам, народ холоп, народ раб.
Бабий - русофоб, прикрывающийся своими благими намерениями защиты "безвинно" убиенных.
Такие гады, как он, разрушили Советский союз, построили этого монстра в котором мы сейчас живем, и бесятся от того что этот монстр не уничтожил так ненавистный ему народ.
Цитировать
 
 
Андрей Печёнкин
#2 Андрей Печёнкин 27.01.2016 22:02
"СНГ", Ваши слова бессмысленны и нелогичны.
Цитировать
 
 
снг
#1 снг 27.01.2016 12:09
Как же ненавидят эти бабии Советский строй. Вон и ихний кремлевский карлик винит Ленина. На лжи и клевете произрастают эти сорняки. Мерзкие людишки, ихние высказывания вызывают крайнее неприятие. :-x
Цитировать
 

Видео

900

monitoring

Последние комментарии

Наверх