Уроки Моники

Автор: Татьяна Гостенкова; Создано 21.05.2014; Категория: Статьи

Когда в посёлок Ключи приезжают гости, то первым делом их ведут в школьный музей, который занимает несколько комнат. Его создала преподаватель истории Моника Викторовна Лёгких. В этом году, в 90-летний юбилей Ачинского района, она стала самым молодым почётным гражданином Ачинского района.

Мы беседовали с ней на большой перемене, но и за это короткое время я успела узнать много интересного об этой женщине, которая ко всем прочим заслугам является ещё и почётным работником народного образования.

– У вас такое необычное имя. Кому им обязаны?

– Отцу. В то время, когда я родилась, была очень популярна телепередача «Кабачок «13 стульев» с одной из главных героинь – Моникой, покорившей его обаянием и юмором...

– А в Ключах долго живёте?

– Мои родители – сосланные немцы из Поволжья, родилась в этом посёлке, окончила школу, мама в ней работала учителем русского языка и литературы. Я пошла по её стопам, но мечтала преподавать в начальных классах. К окончанию школы к нам приехала очень интересная «историчка» – Надежда Валентиновна Столбикова, ей и обязана любовью к истории.

– Прежде чем встретиться с вами, я побывала в школьном музее: такого нет ни в одной городской школе. Как удалось собрать столько интересного и разнообразного материала?

– Я же не одна это делала: помогали дети и учителя. Конечно, в музее воплощены мои идеи, но реализовывали их все вместе. Всё началось с того, что решила собрать свою родословную и рассказать о немцах с Поволжья: даже выпросила у дяди Андрея Андреевича Маркерта очень ценный экспонат – акт переселения. Есть и домашние вещи – например, вышитый на холсте немецкими буквами ковёр – выдержку из Евангелия, связанная шаль. Вот и получилось, что один из самых интересных разделов музея посвящён этой нации и её ссылке в Сибирь.

– У вас интересная история семьи. Скажите, а спустя годы эти люди сохранили обиду на Сталина за резкую перемену в судьбе?

– Я никогда в доме не слышала разговоров на такую тему. Бабушка была очень добродушным человеком и на свою родину особо не рвалась: как-то мы вместе побывали в Поволжье, и она мне потом призналась, что дороже ей стала Сибирь. Мне на всю жизнь запомнился бабушкин сундук, где она хранила свои вещи, и, сидя на нём, сушила волосы после бани. Открываешь его крышку, а там – памятные записи: когда, например, отелилась корова, родился очередной родственник и большой портрет Сталина. Она даже мысли не допускала о том, что именно «отец народов» сослал нашу семью в Сибирь, постоянно говорила, что он ничего об этом не знал.

– В каком году это произошло?

– В 1941-м, папе тогда был всего год.

– Ещё один раздел музея посвящён истории посёлка и бывшего совхоза. А где для него брали экспонаты?

– Разговаривали со старожилами, пока они были живы, часть материалов передало руководство бывшего совхоза: всех его директоров я знала ещё с детства – их возил папа, он всю жизнь проработал шофёром. Всё это собиралось по крупицам. Есть раздел и о школе: в прошлом году, когда ей исполнилось 50 лет, он был обновлён – появились фотографии всех педагогов и выпусков. Искали их в социальных сетях. Много интересных материалов и об Отечественной войне, самый ценный экспонат – знамя одной из сибирских дивизий, переданное на вечное хранение. Музею уже двадцать лет, у нас сохранились рассказы и фотографии всех фронтовиков посёлка, которых сейчас уже нет в живых.

– Вы можете сказать, что музей помогает воспитанию у ребят патриотизма?

– Твёрдо: да. К нам часто приезжают на экскурсии городские дети, буквально позавчера были в гостях ребята из трёх ачинских школ и студенты педагогического колледжа. Сравнивая их поведение в музее, заметно, что для сельских ребят он является святым местом, для них экспонаты – ценные. Например, у нас есть медали ВДНХ – племзавод «Ачинский» когда-то гремел на весь Советский Союз, он был постоянным участником выставок достижений народного хозяйства, получал награды за разведение уникальной породы свиней – элитной белой крупной. Городские дети эти награды называют – «свинские», наши – с них сдувают пылинки.

– Не обидно, что прошлое Ключей, связанное с совхозом и его славой, позади?

– Обидно: хозяйство было в пятёрке лучших по всей стране, кто только к нам ни приезжал, у сельчан была работа, они гордились ею. Всё это происходило на моих глазах, да и многие родственники работали на ферме: допустим, тётя – Екатерина Риттер славилась как лучшая свинарка по всей России. Очень жалко хозяйство и людей, которые сейчас спиваются и деградируют. Я их не осуждаю, а чем ещё заниматься, когда тебе нет применения. Кто посильнее, тот нашёл себе место в жизни, а кто – послабее, тот просто опустил руки...

– Давайте поговорим о вашей работе: на мой взгляд, история – один из самых сложных предметов, так как взгляды на прошлое России постоянно меняются...

– В младших классах изучать её можно по учебникам, а вот в старших, когда подрастающие дети начинают сами рассуждать и думать, я стараюсь дать картину события и познакомить с разными точками зрения.

– Сколько лет вы преподаёте в школе?

– Двадцать пять. За это время многое изменилось: в первые годы даже мышление учителей было несколько «зашоренным», сейчас у ребят оно вольное, но несколько интернетовское. Однако при этом широты взглядов не наблюдается – сейчас дети мало читают. Но на уроке истории могут подвергнуть критике политику любого государственного деятеля, мы в своё время на это не имели права.

– Что вы вообще думаете о современной школе?

– Она меняется, а что ни делается, наверное – к лучшему, однако результаты этого будут видны лишь через какое-то время. Но мне, конечно, не всё нравится, что происходит в образовании. Допустим, к ЕГЭ я отношусь ровно, но не одобряю саму систему отбора тестов – главное, чтобы ты правильно угадал. Зато у выпускников появились одинаковые возможности, куда поступить на равных условиях. Считаю отвратительными «полицейские» методы проведения экзаменов – видеокамеры, слежение и обыскивание, всё это – унижение личности. Да и потом: сегодня у каждого учителя колоссальная нагрузка при низкой зарплате.

– Не совсем скромный вопрос: а сколько вы зарабатываете?

– Я – не рядовой педагог, а ещё и заместитель директора и руководитель музея, поэтому выходит 37 тысяч в месяц. А если бы просто вела часы, то было бы около 20-ти, и это при том, что имею высшую категорию.

– Этим, наверное, и объясняется тот факт, что мало молодых педагогов?

– Конечно. Быть учителем – тяжёлый труд, хоть и не физический: за день настолько выматываешься, что домой приходишь, как выжатый лимон.

– А там ещё и дети ждут...

– У меня уже взрослый сын, он самостоятельный. Живёт в Красноярске, остался бы в Ключах, но тут нет работы.

– А как муж относится к вашей профессии?

– Супруг – тоже педагог по образованию, поэтому – нормально. Тем более, что мы оба – историки.

– Ни разу не испытывали чувство, что неверно избрали профессию?

– Нет, а чувство усталости, есть. Я уже не так сильно «горю», если раньше хотелось сворачивать горы, то сейчас уже нет. Выбираю – что делать, а что – нет. Раньше хваталась за всё. Может, с возрастом приходит опыт. Мне мама всегда говорит: «Надо взрослеть, что ты, как маленькая».

– Она гордится вами?

– Очень: собирает все вырезки из газет. В 2006 году я первый раз стала победителем национального проекта и была награждена поездкой в Кремль, так она была на седьмом небе от счастья. Дочка увидит Путина и Медведева!

– А сколько раз вообще премии получали?

– Много, всех уже и не помню: две – президентские, одну – за работу с одарёнными учащимися. Я участвовала во многих конкурсах. Если не делаешь этого, то не заработаешь никаких баллов и мало денег получишь.

 

Добавить комментарий

Правила комментирования

Защитный код Обновить

Видео

900

monitoring

electromir2

Последние комментарии

Наверх