Хороша была «Маша»

Автор: Наталья Сущенко; Создано 22.01.2014; Категория: Статьи

Почему закрылась ачинская фабрика игрушек

Современные ачинские дети давно привыкли к игрушкам сомнительного качества, завезённым из Китая. Но когда-то их мамы и папы, и даже дедушки и бабушки засыпали с медведем или куклой, сделанными именно в нашем городе. К тому же ачинская продукция пользовалась спросом у ребятишек по всему Союзу.

«Восход» – дело тонкое

В марте 1929 года по ул. Красного Пожарника, у зданий хлебзавода, была организована артель «Восход» по выпуску кукол из папье-маше и керамических игрушек. Артель занимала одноэтажное здание барачного типа, которое отапливала печка-голландка. Рабочий коллектив был небольшим. Все действия выполнялись вручную: люди разводили глину, заливали её в формы, а после просушивания изделия везли в цех раскраски. Позднее стали изготавливать игрушки деревянные, тряпичные куклы с головой из прессованных опилок, плюшевых Дедов Морозов. В 1934 году производство расширилось: цех появился ещё и на улице Орджоникидзе.

В зависимости от спроса артель в разное время занималась производством оконной замазки, олифы, колёсной мази. В 1936-м произошло разделение, в результате которого из артели «Восход» выделилась артель имени Пушкина, где делали чемоданы, баулы, ученические сумки, гитары, балалайки, пуговицы, а также производили ремонт дорожных вещей.

Перед Великой Отечественной и во время войны артель продолжала расширяться. В «Восходе» дополнительно выпускали обувной крем, коврики из соломки, на которые яркими красками наносили различные рисунки. Изготавливали маленьких гипсовых кукол – их называли «сиротками». Расширилось производство керамических игрушек-свистков в виде петушков, белочек, курочек.

В 1967-м построен и введён в эксплуатацию новый производственный корпус по ул. Дзержинского, 49, куда была переведена артель им. Пушкина, а затем «Восход». Предприятие стало называться Ачинским филиалом Красноярского производственного объединения «Сибирская игрушка».

За фабрику обидно

Валентина Кирсанова приехала на фабрику по распределению в 1973-м, окончив Загорский художественно-промышленный техникум игрушек, расположенный в Сергиевом Посаде. За 30 лет работы на производстве она выросла от технолога до начальника цеха.

Рассказывает, что в то время на предприятии работало 1300–1400 человек. Оборудование завозилось в основном импортное. Сырьё проверялось красноярской Госторгинспекцией, продукция должна была соответствовать требованиям ГОСТа. Работников неоднократно отправляли на курсы повышения квалификации в Ленинград и Москву. Так, перенимая опыт, художники-конструкторы придумывали разных по облику и размеру «Алёнок», «Наташ», «Оксан», «Ванечек» и т. д. Значком качества была отмечена «Катюша», которую изготавливали из резины. Её туловище походило на тельце настоящего младенца. На каждую скульптуру придумывали различные фасоны одежды, например: «Красная Шапочка», «Медсестра», серия «Куклы народов Севера».

Каждый год в Москве устраивалась ярмарка, где заключались договоры на поставку продукции в другие города Советского Союза. Товар, изготовленный ачинской фабрикой, развозили по многим регионам страны и даже отправляли за границу. Например, «Северянку» экспортировали в Чехословакию, «Медсестру» – в Монголию. Из-за хорошего заработка на фабрику стремились попасть многие.

Валентина Алексеевна вспоминает, что когда начался кризис, на предприятиях стали задерживать деньги, людям было не до игрушек. Работники, чтобы хоть что-то заработать, брали продукцию под зарплату, потом её продавали на рынках и в магазинах. Фабрика пыталась соответствовать духу времени: выпускала куклу «Натали» – аналог популярной тогда красотки «Барби». Наша «Наташа» пользовались у девочек спросом. Также делали садовый инвентарь – совки, лопатки, ведёрки.

– В феврале 2001 года, поменяв несколько раз название и форму собственности, предприятие всё же развалилось, – говорит Валентина. – Работники за помощью обращались в администрацию города, но «Игрушку» не спасли. Зато головное предприятие – красноярская фабрика – до сих пор на плаву, сегодня она производит латексную и ёлочную продукции.

Лично я восприняла закрытие, как трагедию. Думала, проработаю на одном месте всю жизнь и с почётом уйду на пенсию. Тогда многих коллег по работе финансово поддерживали мужья, а я в то время жила без супруга, поэтому, не дождавшись банкротства, написала заявление об увольнении.

Двое бывших работниц «Игрушки» пытались организовать своё дело по изготовлению игрушек и новогодних костюмов. Но через полтора года, не выдержав налогового бремени и арендной платы, предприниматели разорились.

И сейчас, идя по городу, можно увидеть в окнах старых домов кукол местного производства. Сохранились они и в садиках, напоминая о доб­ром времени, когда дети играли с ачинской игрушкой.


 

Комментарии  

 
 
Тёмыч
#1 Тёмыч 22.01.2014 13:43
Ну, не всё так однозначно. Производство было древнее, в старом помещении, которое никто не хотел всерьёз ремонтировать, оборудование практически не модернизировалось. Как гнали одну голову для куклы, так и продолжали. Условия труда были ужасными. Наша "Игрушка" оглушительно проиграла соперничество с дешёвыми китайскими Барби и другим фантастическим разнообразием продукции восточного соседа. Мягкую игрушку можно было попробовать спасти, но кому это было нужно? Не спасли гормолзавод даже. Ничто не происходит само собой. Надо трудиться и быть гибче, мобильнее в условиях рынка.
Цитировать
 

Видео

900

monitoring

electromir2

Последние комментарии

Наверх