Денег нет, но мы держимся…

Автор: Анастасия Дульцева; Создано 03.12.2024; Категория: Статьи

Бюджет Ачинска на 2025 год и плановый период принят городским парламентом в первом чтении единогласно и без замечаний

На 55-е заседание прибыли даже самые заядлые «прогульщики». Отсутствовали по уважительным причинам лишь два депутата – ​М. Шпаков и С. Трофимова.

На одобрение общих параметров главного финансового документа города у избранников ушло 10 минут.

Позднее были «публичные» слушания. Ну как публичные. На них зарегистрировались… 55 человек. Большая часть из которых… Да-да, знакомые все лица – ​сотрудники администрации, а также депутаты, бюджетники… Впрочем, покажите нам хоть одного человека, что доверит подсчет и распределение финансов малосведущим в этом людям?

И хоть чиновники и гордятся «Открытым бюджетом» и «Финансовой грамотностью» ачинцев, ни один из опрошенных нами жителей понятия не имеет сколько, куда, когда и почему…

«Да, там и без нас всё уже давно подсчитали и поделили…» – ​отмахиваются от назойливых журналистов прохожие.

Но бюджетный процесс никто не отменял. На обязательное народное одобрение проекта ушло два часа. Точнее, всё это время потребовалось на доклады и скромное обсуждение. Единогласное поднятие рук заняло пару минут.

Приглашенный эксперт Евгения Бухарова, директор Института экономики, государственного управления и финансов, профессор СФУ: «В Ачинске, как в капле воды, видно, каким образом накапливается негативная тенденция в управлении коммунального хозяйства. Тем более, что в этом году бюджет очень напряженный. Идет повышение нормативов и тарифов. И поэтому искусство принятия решений и управления работа с населением – ​дорогого стоит! С той тщательностью, какой вы докладываете бюджет, с точностью до тысячи, это говорит о том, что в администрации вникают в проблемы каждого конкретного человека. Мы сделали независимую экспертизу проекта бюджета, и выводы положительные. Все нормы выполняются, но создают массу проблем для реализации. Их количество растет в геометрической прогрессии, и работа администрации превращается в виртуозную.

Ачинск – ​получил статус одного из четырех опорных городов края. Жесткого регулирования, что это значит – ​нет. Но по смыслу и по практике – ​это город, который задает некий вектор, чтобы создать условия для притяжения населения, экономической деятельности, для генерирования финансовых ресурсов. И когда его бюджетная программа на 4 года составляет 400 миллионов рублей, я понимаю, с каким мастерством руководству придется выполнять инвестиционную программу… Два года наблюдая, что происходит с бюджетами, начинаешь понимать: на что опираемся, ребята? Как мы будем эту опору создавать?

Уровень подготовленных документов в Ачинске оценивается комиссией очень высоко. Общее заключение – ​рекомендовать для дальнейшего принятия».

Игорь Титенков, глава города: «Нам очень важно, чтобы сохранить предприятия, что существуют, попытаться возродить те производства, что были ранее. Привлечь инвестиции. Улучшить экологию. Отремонтировать дороги, восстановить объекты культурного наследия. Сделать набережную, о которой так мечтают ачинцы. Ввести высшее образование. У нас есть базовый и целевой планы развития. И мы по ним двигаемся. Но чтобы достигнуть результата, нужно, чтобы жители поверили!»

Видимо, нарекания, причем четко аргументированные, остались лишь у контрольно-счетной палаты.

Во-первых, стратегия ну никак не согласуется с прогнозными планами.

Елена Слезко, председатель КСП: «Приближаясь к очередному 5-летнему этапу, мы просмотрели ориентиры стратегии социально-экономического развития Ачинска. Анализируя итоги 2020 года, КСП уже обращала внимание на значительное отставание ряда показателей от намеченных планов и рекомендовала актуализировать стратегию. Но сегодня вновь констатируем, что на этапе 2025 года показатели стратегии не соотнесены с прогнозом развития».

Подтверждения? Да сколько угодно.

«К примеру, по демографии в долгосрочном плане показатели намечались, исходя из увеличения численности жителей в 2025 до 107,7 тыс. человек. Сейчас в ближайшие годы напротив прогнозируется снижение численности населения до 100 тысяч. Наблюдается негативная динамика. Но в базовом варианте стратегии все еще ожидается увеличение в разы миграционного прироста, рост в два раза инвестиций в основной капитал и рост среднедушевых денежных доходов. Мониторинг и контроль за реализацией стратегии ослаблены. Ее результаты мы увидим уже в 2030 году».

012

Пополнение доходной части практически целиком и полностью возложено на плечи населения города.

«Доходы бюджета традиционны и ниже 2024 года… Собственные доходы возрастут. Но рост будет достигнут за счет увеличения двух налоговых источников – ​на доходы физлиц и на совокупный доход. Они составляют 95 % прироста поступлений. Все неналоговые источники устанавливаются ниже планового уровня этого года… Более 10 млн рублей уже выпадают из доходной части по платежам за пользование природными ресурсами – ​снижается плата за размещение отходов производства».

Расходная часть бюджета еще не раз подвергнется корректировкам. Тем не менее уже сейчас КСП бьёт тревогу и рекомендует умерить аппетиты. Как минимум с вливаниями в МУП.

«Наши рекомендации и замечания по программным тратам я уже озвучивала. Но хотелось бы еще раз обратить внимание на следующее. Несмотря на снижение пробега с пассажирами за 2 года на 69 тысяч км (7 %), роста стоимости билетов (+ 11 млн рублей) МУП «АГЭТ» расходы бюджета на перевозки в 2024 году вновь взрастают на 6 млн рублей. На 2025 год перевозчик показывает рост доходов на 5,5 млн рублей. Тем не менее стоимость муниципального заказа тоже возросла на 15 млн рублей. КСП обращает внимание, что в 24-м году 60 % расходов МУП АГЭТ финансирует за счет бюджета города. Тогда как в 2022 году это было 45 %. При этом прибыль предприятия не фиксируется, а расходы искусственно увеличиваются и отчисления в казну не производятся. Обращаем внимание на необходимости экономного расходования…»

Еще один скользкий момент – ​содержание общежитий.

«Предоставление субсидий, организациям ЖКХ вследствие сдерживания уровня платежей населения по содержанию и ремонту помещений МКД коридорного типа. Проверка КСП показала, что тарифы, применяемые для расчета субсидий, как минимум, требует актуализации – ​Постановление датируется 2012 годом, и реального экономического обоснования… И в целом – ​эти расходы инициативны и документально ничем не обоснованы».

На запланированные в 2025 году траты в казне не хватает 72 миллиона рублей. И администрация планирует выкрутиться из ситуации с помощью кредитов.

«В качестве источников финансирования планируется привлечение средств кредитных организаций. Отмечается рост процентов за пользование кредитами в 4,5 раза. Процентная ставка 25 % сейчас не комфортна. С целью минимизации расходов бюджета мы рекомендуем сдерживать эту часть на безопасном уровне. Не все нормативно-публичные обязательства на 2025 год урегулированы».

Правда, ни одно замечание не мешает депутатам утвердить проект.

«В целом же по итогам экспертизы КСП считает возможным рассмотреть проект бюджета на новый бюджетный период».

Депутаты лишь поинтересовались: «А цифры роста НДФЛ превысят инфляцию?»

Елена Слезко: «Здесь все зависит от её уровня. Она сейчас растет изо дня в день… И пока неизвестно, какого уровня достигнет. Пока еще процентная ставка банка его перекрывает. Ну, мы где-то рядом или чуть меньше… То есть рост только погасил инфляцию. Мы на плаву, но надо свои расходы ограничивать».

Помогут ли депутаты чиновникам «затянуть пояса» и за счет чего – ​увидим на рассмотрении бюджета во втором чтении.

 

Добавить комментарий

Правила комментирования

Защитный код Обновить

Видео

900

monitoring

Последние комментарии

Наверх