«Синдром первого сентября»
Как перестать беспокоиться детям и взрослым
Начало осени для многих является синонимом стресса и тревожности. От одной мысли о школе беспокойство появляется не только у детей, но и у многих взрослых. Летом все мы привыкаем к размеренному ритму жизни.
Дети - к свободному времяпрепровождению на каникулах, родители - к предсказуемой последовательности дел: работа, дом, работа. Но с началом сентября наступает необходимость смены режима дня на более распланированный, появляется множество дел, а количество часов в сутках не увеличивается. Всё это может стать источником стресса, спровоцировать раздражение, злость и усталость. Есть такое понятие - «синдром первого сентября». Начинается это состояние примерно с середины августа и заканчивается в лучшем случае в середине сентября. Наше тело может отреагировать недомоганиями: часто впечатлительные дети плохо спят, жалуются на головные боли или боли в животе. У взрослых свои переживания: как будет проходить учеба, как будет заниматься ребенок - так выражается синдром у взрослых. К счастью, существуют эффективные способы справиться с волнением и встретить осень с оптимизмом. Предлагаю несколько психологических рекомендаций, чтобы минимизировать стресс от первых школьных дней:
1. Важно наладить режим дня.
В любом возрасте важно спать не меньше 9 часов. Важно, чтобы режим соблюдался и в выходные дни. Режимные моменты не просто дисциплинируют, но и приводят мысли и чувства в порядок.
2. Сделайте расписание на неделю.
Понять и осознать новый жизненный этап поможет визуальное расписание на неделю. Оно сориентирует и ребенка, и взрослых. Можно указать в расписании не только время занятий, но и посчитать примерное возвращение домой, заложить время на прогулку, увлечения, выполнение домашних заданий. Такой тайм-менеджмент позволт в срок выполнять запланированные дела, быть морально готовым к насыщенному дню.
3. Нагрузки: постепенно.
Чтобы ребенок меньше переживал, вливайтесь в учебу постепенно: в течение первого месяца надо дать возможность ученику «втянуться» в обычный учебный процесс, без дополнительных нагрузок. А все занятия в спортивных секциях, музыкальной и художественной школах, на языковых курсах – вводить потом. После уроков всегда должно быть час или полтора для прогулок, встреч с друзьями. Нельзя сразу же сажать ребенка за уроки, мозгу требуется «перезагрузка». Побегайте вместе с ребенком, если есть время, покатайтесь на велосипеде или самокате.
4. Сделайте разговор по душам вечерним ритуалом.
Чтобы ребенок быстрее засыпал и вовремя ложился спать, необходим вечерний ритуал. В маленьком возрасте- это обычно сказка или колыбельная, в школьном возрасте таким ритуалом может стать разговор по душам. Обсудите, что случилось за день, что было хорошего и плохого, эмоции по поводу того или иного события. Проговаривая таким образом свои воспоминания, ребенок освобождается от негатива или четче запоминает позитивные моменты. А вы будете понимать, что происходит в душе вашего ребёнка.
5. Перестаньте волноваться.
Безусловно, каждому родителю хочется контролировать жизнь ребенка. И иногда эмоции перехлестывают через край — в попытке все держать под контролем (от оценок до количества друзей), родители начинают транслировать ребенку свою тревогу и волнение. В первую очередь поймите: школа — это неотменяемый жизненный этап. Вспомните и поделитесь своими положительными впечатлениями о школе: о предметах, переменах, друзьях педагогах, расскажите о них ребенку.
6. Поймите, что важнее: оценка или эмоция ребенка от этой оценки.
Часто родители воспринимают оценки ребенка, как оценки себе - «мой ребенок не справился, значит я с ним плохо занималась». И начинают ругать себя и ребенка, негодуя, что оказались не такими успешными и хорошими. Постарайтесь в первую очередь разобраться в себе: почему вам так важна эта оценка? Потому что вы были отличником (сквозь слезы или, наоборот, пытаясь что-то кому-то доказать), а ваш ребенок троечник? Оценка - это не угрожающая жизни ситуация, стоит ли негативных эмоций и невроза? Что важнее для вас?
7. Встречайте и провожайте ребенка с улыбкой.
Постарайтесь поддерживать дома максимально дружелюбную атмосферу, без ссор, споров и конфликтов. Самое главное - дайте понять ребенку, что он для вас самое дорогое в жизни. Оценку можно исправить, замечание за плохое поведение обсудить и выяснить истинные причины. Вне зависимости от успехов или временных неудач ребенка, от родных людей маленькому человеку важно чувствовать поддержку и принятие, Постарайтесь провожать и встречать с улыбкой: если дома ждут и всегда рады, это осознание очень помогает и в учебе, и в жизни.
Детство - это не тренировка перед взрослой жизнью. Да, школьник - это отдельная личность, но задача взрослых - помочь разобраться ему в своих чувствах, жить интересной, насыщенной событиями реальностью. Проживайте трудности вместе, будьте на его стороне и поддерживайте, тогда тревогам не будет места в ваших семьях!
Светлана Пипина, педагог-психолог КГАУ СО «РЦДПсОВ»
Видео
Последние комментарии
-
Артак Акопян: «Мне жить в этом городе и ездить по этим дорогам!»
Вчера -
Артак Акопян: «Мне жить в этом городе и ездить по этим дорогам!»
ВчераОтличный человек. Желаю ему дорасти до размеров ДПМК, а может быть и как-то и восстановить ... -
Население убывает
ВчераТак вот в чём был тот самый ПЛАН. -
Разыскивается благоустройство
3 дней назадМежду домами 31 и 34 ЮВР также этим летом перекопали и засыпали щебнем, на этом всё.
Подробнее...