Финансовое положение – ​неустойчивое!

Автор: Анастасия Дульцева; Создано 30.07.2024; Категория: Статьи

Ачинский трамвай – ​гордость нашего города. Единственный уцелевший МУП. Самое доступное, экологичное и дешевое общественное средство передвижения. Совсем скоро на территории трамвайного депо должен разместиться еще и муниципальный автобусный парк. Но мало кто знает, как на предприятии обстоят дела с кадрами, зарплатами, автопарком, тратами и приобретениями…

Очередной аудит Контрольно-счетной палаты снова привел нас к неутешительным выводам. Поводов для беспокойства – ​масса!

В городском электротранспорте повышенная текучка кадров – ​60 %.

КСП: «Показатель свыше 50 % однозначно свидетельствует о нестабильности коллектива, не­удовлетворённостью работников условиями труда. Основными причинами недобора кадров и высокой текучести работников признаны недостаточный уровень заработной платы, высокая доля технически несложного труда, характерные особенности условий труда, обусловливающие низкую привлекательность предприятия на рынке труда».

Последнее обновление электрического транспорта МУП «АГЭТ» производилось в 2020 году. Тогда предприятие получило 10 ед. трамвайных вагонов, бывших ранее в эксплуатации ГУП «Мосгортранс» более 10 лет.

«2 из них изначально были переданы в разукомплектованном виде. Сегодня 5 ед. находятся в неисправном техническом состоянии, не подлежат восстановлению, планируются к списанию и используются в качестве «доноров» запасных частей для ремонта аналогичных моделей вагонов.

В целом из 50 ед. трамвайных вагонов, которыми располагает МУП «АГЭТ», в технически исправном состоянии находится 78 % (или 39 ед.). Остальной подвижной состав:

5 вагонов – ​в рабочем состоянии, но требуют дорогостоящего ремонта и в любой момент могут выйти из строя;

3 вагона – ​неисправны и требуют дорогостоящего ремонта;

3 вагона – ​неисправны и не подлежат восстановлению».

В 2023 году доходы предприятия составили 154 805,8 тыс. руб. В структуре доходов наблюдается постепенное снижение доли билетной выручки и неуклонный рост бюджетных вливаний.

Что касается зарплат и дополнительных выплат. КСП «отмечен рост выплат управленческому персоналу и снижение средств, направленных на оплату труда рабочих».

Так, «в нарушение ст. 145, 191 Трудового кодекса РФ, п. п. 3.1.2 трудовых договоров, заключенных главой города с руководителем МУП «АГЭТ» от 14.09.2018 и от 14.09.2023, приказами по предприятию руководителю МУП «АГЭТ» – ​Назарчуку Д. А. неправомерно осуществлено премирование по итогам за 1, 2, 3, 4 кварталы 2023 года. Общая сумма выплаченной премии составила – ​85,5 тыс. руб.».

Расходы на зарплаты коллективу в 2023 году составили 86 541,9 тыс. руб.

«Неположенные выплаты стимулирующего характера, произведенные в нарушение локальных нормативных актов предприятия и трудового законодательства, составили 407,0 тыс. руб. Кроме того, в «АГЭТ» системно практикуется замена отпуска работникам денежной компенсацией, что влечет дополнительные расходы по оплате труда, увеличивая затраты предприятия. В 2023 году 88 сотрудников получили 972,3 тыс. руб. за 707 дней отпуска».

Бухгалтерская отчетность, мягко говоря, «хромает».

«В бухгалтерской отчётности предприятия неверно отражены доходы от выполнения муниципального заказа по перевозкам, расходы организации отражены без подразделения на себестоимость услуг от видов деятельности и управленческие расходы. Вследствие допущенных нарушений «Отчёт о финансовых результатах за 2023 год» формирует неверное представление учредителя о выручке и структуре расходов МУП «АГЭТ».

Деятельность МУП «АГЭТ» в 2023 году завершилась с убытком в размере 6 071,5 тыс. руб.

«Негативный финансовый результат деятельности предприятия стабилен с 2017 года, а в анализируемом периоде убыточность возросла в разы.

Основными факторами явились:

– действия учредителя (КУМИ), передавшего 7 единиц транспортных средств для последующей их сдачи в аренду АО «САТП» на невыгодных и неэффективных для предприятия условиях. Минус 5 623,6 тыс. руб.

«В хозяйственном ведении МУП «АГЭТ», помимо транспорта, находятся 17 объектов недвижимого имущества (здания и сооружения) общей стоимостью 15 827,0 тыс. руб.».

Кроме того, «в течение 2023 года КУМИ в хозяйственное ведение МУП «АГЭТ» передало муниципальное имущество на сумму 49 538,0 тыс. руб., изъяло на сумму 22 869,4 тыс. руб.».

«Выявлены гаражные боксы, используемые для хранения личных вещей и стоянки личного транспорта, нерабочих транспортных средств Дорожно-патрульной службы города Ачинска. В помещении «Депо» и на территории МУП «АГЭТ» зафиксировано наличие чужих транспортных средств без заключения каких-либо договорных отношений».

– действия руководства МУП «АГЭТ», сдерживающего положительный финансовый результат деятельности предприятия, путем контролируемого увеличения затрат. Постепенное наращивание текущих расходов, пиковые списания поквартально и в конце года ТМЦ (зачастую сверх потребности), позволяют предприятию фиксировать в отчётности рост себестоимости услуг, обосновывающий необходимость увеличения стоимости муниципального заказа по пассажирским перевозкам. Отсутствие прибыли также позволяет МУП «АГЭТ» не осуществлять отчислений ее части в доход бюджета города;

Выборочной проверкой расходов, произведенных предприятием в 2023 году, установлены необоснованные, неподтверждённые, с сомнительным эффектом расходы на общую сумму 3 642,9 тыс. руб.

Это и постоянные закупки/списания…

«Товар на сумму 1 261,2 тыс. руб. получен МУП «АГЭТ» 30 декабря 2023 года, 31-го передан структурному подразделению «Депо». Этой же датой на основании Акта о списании материальных запасов все материальные ценности, выданные начальнику «Депо», были списаны с бухгалтерского учета: «Замена по износу» либо «Замена по неисправности». Документов, подтверждающих необходимость замены и объемы требуемых материалов (дефектная ведомость и т. п.), проверке не представлено. Фактическая установка данных запасных частей на трамвайные вагоны документально не подтверждена».

Это и набор сотрудников «про запас»…

«Выявлены факты превышения штатной численности по должностям «специалист по кадрам» и «слесарь подвижного состава 5 разряда», что повлекло необоснованные расходы на общую сумму 1 299,6 тыс. руб».

Это и компенсации за использование личных автомобилей в служебных целях…

«Её исправно получали два сотрудника: главный инженер и механик. Выплаты производились ежемесячно из расчета 1 200,0 руб. в месяц каждому. Всего – ​26,6 тыс. руб».

И командировки…

«С 31.10.2023 по 03.11.2023 в Коломну – ​для участия во Всероссийском конкурсе профессионального мастерства «Лучший водитель трамвая»;

С 04.11.2023 по 06.11.2023 в Москву – ​для обмена опытом по организации городских пассажирских перевозок в ГУП «Московский метрополитен».

В командировку были направлены В. В. Тильтина – ​начальник службы движения, Д. П. Ливицкий – ​водитель трамвая, а также сам директор – ​Д. А. Назарчук.

При этом водитель трамвая работал на предприятии на непостоянной основе, по внешнему совместительству на 0,5 ставки. Результат его участия в конкурсе – ​29 место из 36 участников. Какой-либо внутренний конкурсный отбор на предприятии не организовывался, критерии прохождения не разрабатывались, комиссии по определению участника не создавалась».

Стоит отметить, что «в составе должников перед МУП «АГЭТ» на конец 2023 года – ​МКУ «ЦОЖ» (не оплачены прочие муниципальные контракты) и Министерство транспорта Красноярского края (долг за перевозку льготных категорий пассажиров), всего на сумму 2 115,6 тыс. руб.».

И это мы привели только самые яркие примеры…

Плюс нарушение равновесия между основными и оборотными средствами предприятия, допущенное из-за принятия руководством рискованных управленческих решений по выводу из оборота части собственных средств предприятия в капитальные вложения.

Таковым является «приобретение двух единиц транспорта для собственных нужд предприятия (автобуса и погрузчика)».

Как итог, «Городской электротранспорт находится в неустойчивом финансовом состоянии, характеризуется нерентабельным, неэффективно использующим ресурсы».

«Слабые» места в управлении расходами предприятия указывают на необходимость усиления контроля как внутреннего, так и со стороны учредителя для исключения излишних затрат, влияющих на прибыльность и устойчивость МУП «АГЭТ».

По мнению КСП, «предприятие применяет некоторые меры по сдерживанию возможного положительного результата. В частности, искусственно и контролируемо увеличивает затраты».

И если руководство не примет меры по восстановлению финансовой устойчивости, в дальнейшем ситуация с текущей платёжеспособностью МУП «АГЭТ» может стать напряжённой.

КСП рекомендует про­анализировать внутренние резервы; изыскать возможности повышения отдачи от реализации иных направлений уставных видов деятельности; оптимизировать неэффективные, малоэффективные, с сомнительным эффектом затраты; контролировать списание ТМЦ; обеспечить рациональный подход к управлению внеоборотными активами; усилить работу по взысканию дебиторской задолженности; принять меры по недопущению опережающего роста краткосрочных обязательств; обеспечить сбалансированную политику в сфере инвестиций.

Но, как показывает практика и последующие проверки, к ревизорам в Ачинске мало прислушиваются…

 

Комментарии  

 
 
Sashir
#2 Sashir 31.07.2024 19:39
Цитирую Зануда:
Назарчук давно мутить в этом депо . Как выдавил старого директора не без помощи Никитина. Назарчук больше беспокоит коттедж на зелёной горке ему благоустраивать надо. А работников как холопам платить

А это точно муниципальное предприятие? Может частное.!
Цитировать
 
 
Зануда
#1 Зануда 31.07.2024 17:11
Назарчук давно мутить в этом депо . Как выдавил старого директора не без помощи Никитина. Назарчук больше беспокоит коттедж на зелёной горке ему благоустраивать надо. А работников как холопам платить
Цитировать
 

Видео

900

monitoring

Последние комментарии

Наверх