Закон выше человечности
С момента огненного апокалипсиса в Белом Яру прошло уже более месяца. Жизнь для 43-х семей разделилась на «до» и «после»
Вместо родовых домов, цветущих огородов и хозяйства – обгоревшие деревья и кусты, снесённые тракторами грядки, опалённые остатки заборов и кирпичных стен, горы железа, снующие по улице рабочие и техника, и люди беспомощно и обречённо передвигающиеся по опалённой пустоши… Страшный пожар, который обрушился на Белый Яр 7 мая, в одночасье уничтожил 43 дома. Стихия бушевала так, что никакие средства тушения не помогали.
Всех погорельцев временно пристроили. Кого – в пустующие дома, кого – к родственникам и к друзьям… Никто на улице не остался. Но их как магнитом тянет туда, где жили до трагедии.
Ольга: «Мы каждый день сюда приезжаем из Боготольского района. Друг пустил с двумя детьми. Целый месяц жили в неведении. Никто даже не объяснял, что делать… Документы, правда, быстро восстановили, а вот выплаты по 50 тысяч ещё не все получили. И вот только сейчас начались работы. Наш дом должны отстроить одним из первых. Будем смотреть, контролировать, если надо – помогать. Сами же – строители. Обещают за неделю возвести. Я сначала напугалась. Но потом выяснила, что это реально. По такой технологии наш перинатальный центр строили. А больше ничего не говорят. Им запрещено…»
Мимо проходит соседка:
«А вы набор уже такой получили? Мыло дали, туалетную бумагу… Продукты. В клубе получаем. Привозят и между всеми нами распределяют. Девочки у нас молодцы! Мне дом? Построят… Но на другом месте. А мой-то участок лучше был…»
Жизнь продолжается. Новые дома для 28 семей обещают отстроить к осени. Но успокоения это не приносит. Родное и нажитое годами уже не вернуть.
Так разместили строителей.
Светлана здесь родилась и прожила всю жизнь. Сгоревший дом строили вместе с супругом сами:
«Я знаю здесь каждый гвоздик… Это вся жизнь! Нам пообещали восстановить… А мне уже 56 лет. Начинать жизнь заново? Я не могу и даже не хочу. Как это пережить? Одним махом разрушено всё. Это был какой-то ад – горело сразу всё. Тушить было невозможно. Никогда такого не было. Пошло всё от свалки. А потом, где падал сухой репей, там и загоралось. Это злой рок какой-то. Переплакала, корвалол перепила… Сил нет никаких.
Хотели компенсацию. Но у сына есть ребёнок – не положено. И доля ему не положена. А как я ему это должна объяснить? Дочери положено, а ему – нет… Зачем людей делить? Дали бы всем… Вот прихожу, собираю железки… Ну, расчистят, крышу поставят, а дальше что? Как нам в зиму туда заходить? Строить-то начали только сегодня. Успеют ли? Где я живу? У сестры. Её дом чудом уцелел…
А помимо крыши над головой, больше ничего и нет. Всё, что на мне, взяла в клубе. Люди везут одежду, продукты, вёдра, посуду, какие-то вещи… Вот недавно выдали макароны, сахар, чай… А я же не могу брать. Я же не ущербный человек… Всю жизнь работала. Но беру. Покупать не на что. Пенсия семь тысяч. Стаж есть, а баллов не хватает. Но у меня ещё не самая страшная ситуация. Рядом жила многодетная мать с тремя детьми. Старший сын имеет долю в квартире, но вступит в собственность только в 18 лет. Им ни дом, ни компенсация не положены. Но вроде бы договорились построить за материнский капитал. Так всё остальное всё равно сгорело...»
Дома, что построят, будут однотипные. Стены из газобетонных блоков с наружным утеплением, навесными вентилируемыми фасадами по системе Краспан, септиком, внутренней отделкой (обои, линолеум, натяжные потолки, плитка в санузле), с собственной котельной. Планируется вертикальная планировка земельного участка, палисадник, установка забора и навеса для угля во дворе дома. И с гарантией до 5 лет.
Подрядчик: «Пока две фирмы работают. Мы? «Интек». Да, из Красноярска. У меня на родине в Дзержинске тоже пожар был… Две деревни полностью выгорели. Но там все деньги взяли. А здесь место хорошее… Будем возводить только 6 домов. К концу августа будут стоять все. А больше – нет. Скорость… Я и так с ними постоянно ругаюсь, что торопят. Качество-то страдает. И жилья для бригад нет. Палатки? В них рабочим нормально не отдохнуть. Поеду в город искать… А вообще, не положено нам с вами беседовать… Сейчас начнутся работы – так и близко никого на стройку пускать не будем».
Власть обещала жильё погорельцам. Увы! Слова расходятся с делами.
Контролировать строительные работы будет краевое Управление капитального строительства. В воскресенье главные ревизоры совместно с администрацией района, главой сельского Совета и представителями подрядных организаций провели в Белом Яру очередной штаб.
Пётр Хохлов, глава района:
«Строительство нового жилья предпочли 28 семей из Белого Яра. Дома будут возводиться по типовым проектам, в зависимости от количества проживающих. Расположение каждого дома согласовывалось с собственниками земельных участков. В посёлке сегодня работает не менее 8 единиц техники: экскаваторы, самосвалы, Бобкэт, фронтальный погрузчик… Заканчивается этап земляных работ. В понедельник и во вторник будут проводиться засыпка котлованов ПГС и трамбовка, по готовности начнутся работы по устройству подбетонного основания. В четверг пройдёт штаб, на котором в том числе подробно будут рассмотрены представленные подрядчиками графики работ по каждому дому».
28 – отстроят. Не уверены, что в обозначенные сроки… Ещё слишком свежи в памяти последствия ЧС в Каменке. Но всё же. А что же с остальными? Власти обещали погорельцам помощь: новое жильё, либо компенсации. Сам Александр Усс заявлял: «Мы никого не оставим в беде и будем оказывать содействие жителям края, пострадавшим от пожара, в решении их жилищных проблем...»
Однако очень быстро выяснилось, что не все смогут получить жильё взамен сгоревшего. Чуть поодаль от кипящих в начале улицы работ на фундаменте в полной тишине сидят мрачные мужчины. Олег и Евгений – соседи, двое из оставшихся одиннадцати, кому ни дом, ни компенсация не положены… Один строился и не успел зарегистрировать жильё, другой имеет долю…
Олег: «Получили по 15 тысяч. И 50 – на семью. И всё на этом. Ждём суда… Благо, наши дела быстро рассмотрят».
Евгений: «А что ещё добавить. Уже много кому интервью давал. А толку? У нас же «самый бедный» край. Это в Кемеровской области губернатор может всем без исключения выплатить по 3‑4 миллиона… А мы? Кому мы нужны…»
Забыв об обещаниях и человечности, чиновники спокойно отказывают белоярцам, ссылаясь на спешно принятый в нашем регионе закон:
«Принято решение об отказе во включении вас в списки граждан, имеющих право на получение мер социальной поддержки…»
«Возмещать утраченное жильё будут только тем, у кого оно было единственным...»
Обделённые погорельцы Белого Яра потеряли всякую надежду на то, что справедливость восторжествует, а районные, региональные и федеральные власти их услышат… Восстановить справедливость теперь сможет только суд.
Видео
Последние комментарии
-
Код в мешке
ВчераРогова красотка, ну можно же собрать собрание ? Или с людьми на улице походить. Ну чёрные вывески это ... -
«Пусть мэр нас услышит…»
ВчераВсё? Пожаловались? Живите дальше. Вас не слышат. -
Код в мешке
2 дней назадВ общем конец любому бизнесу. Титенков ни дня не работал в бизнесе, а туда же-убрать ларьки и крыльца ... -
Чужие в городе!
3 дней назадТьфу! Ещё педерастии тут не хватало... -
Не работа, а почётная обязанность
4 дней назадВедерки будут в детсаду брать по 4 литра. Так и получится 400 ведер и полтора кубометра!
Вы ещё по личному опыту в «Спортлото» напишите....
фото же есть что было, собрать показания соседей, взять юриста и вперед.
иначе без всего оставят. Газета юристом не поможет?