АГК как предчувствие

Автор: НП; Создано 18.04.2018; Категория: Статьи

Наш рассказ о человеке, который в числе первых пограничников приехал в Ачинск и стоял у истоков строительства АГК. Николай Панин о себе и о времени.

Помните фильм Алексея Учителя «Космос как предчувствие»?

1957 год. Уже запущен спутник земли. Страна живёт предчувствием покорения космоса. Главный герой фильма – ​Конёк случайно встречается в купе вагона с безвестным курсантом Гагариным. А потом, через 4 года, в аэропорту Внуково, кричит первому космонавту Юрию Гагарину из толпы: «Юра, это я, Конёк! Это я, Юра!». Но в праздничной суете никто его не слышит.

Как давно не слышат тех, кто в морских тельняшках и тонких бушлатах, в солдатских гимнастёрках и шинелях, с мечтой в душе высадились на ачинской земле. Высадились, чтобы начать другой город. Высадились, живя предчувствием большого строительства. Если бы мы хотели сохранить память о их жизни, то должны были бы законсервировать для поколений старый барак и сделать из него музей. Чтоб видели потомки, как жили их деды. Знали, как они любили, встречались, рожали детей и мечтали о новом Ачинске и Большом Заводе.

О его детстве

Оно было голодным, холодным, сиротским. С 5-го по 7 класс приходилось бегать в школу за шесть километров. 8-й класс так и не закончил. Пошёл работать, чтобы помогать бабушке. Родителей не было. В разгар хрущёвского кукурузного ажиотажа обучился в школе механизации. Освоил по тем временам новую технику и вместе с напарником и агрономом получил самый высокий урожай кукурузы в районе. В награду дали грамоту и около трёх тонн зерна.

О службе в погранвойсках

Понятия «уклонист» в то время не было. Отдать свой воинский долг стране считалось престижным. Со службой в морских частях погранвойск повезло. В первый год на своём малом катере он побывал на всех погранзаставах на реке Дунай. Следующие два года – служба в Балаклаве. Охранял морские рубежи. Посетил почти все приморские города. Закончил армию в звании главстаршины. Эти годы считает лучшим временем в жизни. «Нам прививали чувство товарищества, любви к Родине. Здесь мы становились мужчинами».

Время демобилизации совпало со сложностями на Кубе. Многие сослуживцы были готовы защищать остров Свободы. Слава Богу, не понадобилось.

Ачинск – ​это навсегда

В Сибирь он ехать не планировал. Но руководство Минцветмета тесно сотрудничало с пограничниками. В часть приехали представители треста «Ачинскалюминстрой» и «КрАЗа». «Мы выбрали Ачинск, поскольку для нас здесь подготовили специальную школьную программу. Это был ноябрь 1962-го».

Почти все 30 человек, демобилизованных из дивизиона сторожевых кораблей, сразу пошли доучиваться, они потом закончили техникумы, институты.

Большая часть пошла в строительные управления. Уже через 2‑3 года их имена украшали Доски почёта, о них писали СМИ. В течение четырёх десятков лет эти люди были трудовой гордостью Ачинска.

Другая часть молодых осваивала профессию металлурга.

Бытует мнение, что АГК построили зеки. Оно не совсем верное. Конечно, осуждённые привлекались. Но подневольный труд и творчество не совместимы. Город и комбинат построила замечательная молодёжь, привлечённая со всего Советского Союза. И особенно из близлежащих районов. А в авангарде этих добровольцев – ​пограничники.

«Я на комбинат попал не сразу. К тому времени уже имел несколько профессий. Меня и моего сослуживца В. Логунова пригласили в автокомбинат, тогда АТК‑6. В течение двух с половиной лет работал водителем, слесарем, бригадиром, механиком. Исполнял обязанности начальника автоколонны. Ещё не понимал, что Ачинск – ​это навсегда».

Школа жизни

На АГК пришёл в конце 1964-го в опытный цех, где уже работали многие сослуживцы. Новые ступени: слесарь, бригадир, механик. По окончании института стал руководителем участка в цехе гидрохимии. Менее чем через год, по инициативе начальника цеха – ​Е. И. Миронова, в будущем друга, ушедшего из жизни очень рано, в 40 лет, и секретаря парткома И. М. Чуприянова, избрали парторгом цеха. Ещё через год он оказался в горкоме КПСС в должности заведующего промышленно-транспортным отделом. Потерял в зарплате почти в два раза, сомнения одолевали: справится ли? Но отказаться было нельзя. Партийная дисциплина. «А в партию я вступил ещё на службе. Новая работа была интересной, но постоянно хотелось вернуться на комбинат. И через 3,5 года по предложению О. С. Шенина, тогдашнего первого секретаря горкома, был избран секретарём парткома АГК. Проработал в этом качестве четыре года. С благодарностью вспоминаю своих руководителей: В. В. Плисова, О. С. Шенина, И. М. Чуприянова и коллег: И. С. Кравцова, А. И. Пивнёва, В. М. Чайковского, Л. И. Симонова, В. Е. Кислова и многих других, с которыми прошёл замечательную школу жизни. Познакомился с сотнями самых активных, интересных жителей Ачинска. Приобрёл бесценный опыт работы с людьми.

Он и помог в кратчайший срок освоиться в качестве начальника цеха кальцинации. Три года, проведённые на этом производстве, вспоминаю с теплотой. Коллектив немногим более 100 человек. Каждого звал по имени-отчеству, знал о его проблемах, заботах. Не буду рассказывать об организационных и технических мероприятиях, которые удалось внедрить, но ныне работающие в цехе специалисты могут поднять отчёты тех лет и удостовериться, что расходные коэффициенты на единицу продукции за те три года были снижены по мазуту и электроэнергии примерно на 20 %, а по огнеупорам – ​более чем на 30 %».

131

«Дамоклов меч» цемзавода

У цементного завода, по сути, три дня рождения. 9 мая 1965 год – ​пуск по классической технологии. Затем освоение и благополучная работа. 1970-й – ​пуск глинозёмного производства. Цемзавод переходит на использование отходов известняка и шлама. Через 5‑6 лет глинозёмное производство стало работать относительно стабильно. Цементный же на новом сырье лихорадило до 1983 года. Невыполненные планы, крайне низкая производственная и технологическая дисциплина и прочие «прелести» отстающего коллектива. После очередной страшной аварии, унёсшей 10 жизней, происходит смена руководства завода. К тому времени средний срок пребывания в должности директора был равен 26 месяцам, главного инженера – ​около 20. «Дамоклов меч» был занесён над руководителями комбината и некоторыми работниками главка.

«Не буду рассказывать, как оказался на цемзаводе. Как говорится, добровольно-принудительно. Определил для себя срок в 3 года: либо провалю дело, либо найдут замену. Задержался аж на 19 лет. Не прошло и года, как с тогдашним главным инженером комбината А. И. Киселёвым уже докладывал в министерстве первому зам. министра Л. В. Козлову о выполнении плана. Пытался показать таблицы, графики, доказывающие успехи. Но Лев Васильевич заметил: «Убери свои картинки. Я и без них смотрю отчёты, слежу за сводками. Особое спасибо от министра. Просил передать, что чувствует себя свободным человеком. Если раньше при входе в ЦК или Совмин к нему был один вопрос: «Когда заработает Ачинский цементный завод? Теперь вопросы задаёт сам Пётр Фадеевич.

Эту оценку я считаю самой высокой наградой».

Многие проблемы были решаемы. ИТР и рабочие основных профессий оказались грамотными, да и унизительное положение отстающих всем изрядно надоело. Людей со стороны, кроме двух мастеров из цеха кальцинации: В.И. Широкова и В. А. Харлашкина, он не приглашал принципиально.

Лишь через полгода, с тогдашним директором по производству Е. И. Мироновым, они уговорили Г. Р. Локка, из цеха гидрохимии, занять пост главного инженера.

Удалось поднять дисциплину. Зарплата выросла до уровня оплаты металлургов. В очереди на жильё стояли работники со стажем менее двух лет работы на заводе.

«Награждение» победителей

Два примера. На тех же мощностях, увеличили выпуск цемента на миллион тонн. Это объём завода средней величины. А всего в год выпускали около 4 млн тонн. Ежесуточно отгружали более трёх железнодорожных составов, и это без учёта автомобильного транспорта. Себестоимость цемента была самой низкой в стране.

Второй пример. Завод работал стабильно, план перевыполнял, а глинозёмщики отставали. По просьбе главка, не афишируя, втихую, их попросили на печи обжига организовать выпуск спёка, то есть помочь глинозёмному производству. С участием начальника цеха спекания Ю. Г. Гайдамакина и начальника КБ комбината А. М. Ефимова специалисты цементного – ​гл. технолог А. Д. Петрах, гл. механик М. М. Иванов, гл. энергетик Е. М. Хмелёв, зам. директора Г. С. Кочетова, начальник цеха обжига В. П. Скакун и другие с этой задачей справились.

«Для меня эта работа едва не закончилась выговором. Планировали выполнить её в период планово-предупредительного ремонта за 15 суток, а сделали за 18.

Лет через 10–12 после этих событий уже «русаловские» руководители комбината решили передать две печи обжига цеху спекания. Цемент стал не нужен, а глинозём, точнее алюминий, за бугром был в цене. Работы длились полгода, израсходованы десятки миллионов рублей. По итогам организовали грандиозный праздник с привлечением центральных ТВ каналов, устроили банкеты, раздали премии. Заметьте разницу! А использованы были наши наработки».

Третье возрождение

Теперь о третьем возрождении цемзавода. Он был остановлен, законсервирован, а точнее, цинично загублен командой «Альфа». Они не скрывали, что им нужны деньги. А с цементным производством много проблем, но мало денег. После нескольких лет небытия стала слегка возрождаться строительная отрасль и появился интерес к ачинскому цементу. Бывший цементник С. В. Шепталин вместе с действующим директором В. В. Колычевым смогли взять кредит в банке, разыскать и привлечь к делу уволенных ранее специалистов. Хоть в малых объёмах, но всё-таки возродить производство.

«К сожалению, к этому факту я отношения уже не имею.

Несколько лет назад прочёл брошюру, где говорилось, что до прихода на комбинат РУСАЛа кадровой политики на АГК не было. Невольно вспоминаю неправедно забытого директора АГК Георгия Петровича Ткаченко, участника ВОВ, лётчика-штурмовика, кавалера 4-х боевых орденов и других наград, талантливого инженера, бесподобного организатора, безоговорочного авторитета не только среди работников АГК, но и во всём Минцветмете.

При нём появилась стабильность в работе. Вспоминаю и главного инженера Леонида Иосифовича Финкельштейна. Он был душой всех технических и организационных начинаний, знал всё наперёд, предотвращал, предчувствовал всевозможные аварийные ситуации. Разумеется, и до них были толковые руководители. Но именно этих – ​наше поколение ачинцев считает прародителями комбината».

Кстати…

Вспомнил Николай Павлович ещё одного руководителя – ​Н. И. Ашлапова. «Доброжелатели» приписывают ему только задолженности по зарплате перед работниками за 9 месяцев. Но, во‑первых, он принял комбинат с задолженностью около полугода, ну а когда «забрали» комбинат, было уже 8 с половиной. Зато именно он сохранил уровень заработной платы, премии. Как позже выяснилось, тогдашняя власть специально душила (банкротила) предприятие, чтобы продать его «будущим» олигархам. В этот тяжёлый период Николай Иванович организовал учёбу 30 перспективных инженеров в Академии народного хозяйства при Сов­мине СССР. Именно эти ребята потом пришли к руководству подразделений АГК и отделов РУСАЛа: Пихтовников, Левковский, Шепталин, Уфимцев. Так что мудрая работа с кадрами в советском прошлом во многом позволяет предприятию оставаться на плаву и сегодня, а в некоторых вопросах – ​развиваться.

Грустное

Известно, что окончание кризиса в стране характеризуется возрождением строительной отрасли. Но что-то строительного «бума» в России не наблюдается. В отличие от соседнего Китая. Россия сегодня выпускает около 60 миллионов тонн цемента в год. А Китай – 2 млрд 400 млн тонн. За неделю они строят дорог столько, сколько мы за год. Также и по жилищному строительству. Что, в России нет известняка, глины и угля? У нас шлама на АГК скопилось столько, что хватит на дорогу от Иркутска до Урала.

«Часто проезжаю мимо комбината и чувствую боль. Раньше думал, что мы строим для себя, своих детей, для страны. Прошли годы, теперь, вспоминаю всё, что было, и возникают смешанные чувства. Ради чего и кого мы старались? Многие оставили на комбинате своё здоровье и жизнь. А сейчас нас, видимо, на АГК-то и не пустят. Мы строили и работали для страны, а получилось, что для какого-то «дяди». Алюминий – ​это могущество родины. Мы испытывали колоссальную гордость, когда получили первую продукцию. Это были исторически значимые события. Зачем мы отстроили такой гигант, если сейчас даже не знаем, кому принадлежит АГК и куда уходят налоги?»

Может, очередь дойдёт до самолётов?

Конечно, вера и надежда в будущее есть. Причём – ​это не слепая вера в царя-батюшку. Ведь все страны, обладающие нефтью и газом, живут намного богаче России. У нас, кроме углеводородов, алмазов, золота, редких металлов, леса, чернозёма, пресной воды есть много другого. Почему уникально богатая страна, но очень бедный народ?

В прошлом Россия делала резкие скачки в развитии. Вспомним столыпинскую реформу, НЭП, сталинскую индустриализацию.

«Сейчас узнал, что Трамп здорово наехал на РУСАЛ. Конечно, это может негативно отразиться на работниках комбината и ачинцах. Может, в итоге и к лучшему. Ведь почти весь алюминий шёл за бугор, оставляя в России лишь загаженную экологию. Может, теперь будем кастрюли покупать не китайские, а делать свои? Потом очередь дойдёт и до самолётов. Помнится, при совке треть мирового авиапрома была советской».

Словом, ждём формирования нового кабинета министров и гадаем, что будет: развитие или дальнейшая стагнация?

 

Комментарии  

 
 
Окна
#8 Окна 02.05.2018 05:47
Цитирую смешно:
Может и зэки,мы ж не знаем кто были родственники у Белки и Стрелки.........а гагарин,так уже,по протореной дорожке. :-*

Но первый спутник точно зэки запустили. Ты у евклида спроси, он знает.
Цитировать
 
 
смешно
#7 смешно 01.05.2018 18:59
Цитирую Я знаю:
Ты сам видел? Таких как ты послушаешь, так у нас всё зэки построили и даже в космос в 61 году зэк полетел.

Может и зэки,мы ж не знаем кто были родственники у Белки и Стрелки.........а гагарин,так уже,по протореной дорожке. :-*
Цитировать
 
 
Я знаю
#6 Я знаю 01.05.2018 14:37
Цитирую Евклид:
Агк строили зэки, их постоянно возили с жд вокзала в прицепах длинномеров закрытых клетками, как будто зверей из зоопарка,зэков было много очень много и без их бесплатного труда ни какие пограничники агк бы не построили ,не надо врать!

Ты сам видел? Таких как ты послушаешь, так у нас всё зэки построили и даже в космос в 61 году зэк полетел.
Цитировать
 
 
Ermak
#5 Ermak 01.05.2018 11:54
Цитирую Евклид:
Агк строили зэки, их постоянно возили с жд вокзала в прицепах длинномеров закрытых клетками, как будто зверей из зоопарка,зэков было много очень много и без их бесплатного труда ни какие пограничники агк бы не построили ,не надо врать!

АГК строили люди. А не категории и сословия. Не надо умничать.
Цитировать
 
 
Виталий Григорьевич
#4 Виталий Григорьевич 23.04.2018 08:40
Зря Вы так про Ашлапова, Николай Павлович. Вилла его под Москвой стоит 200 миллионов рублей. Обирал он комбинат! Обирал! И ваши с ним хорошие отношения это не повод обелять этого человека, у которого кредо жизни, это идти по головам других людей.
Цитировать
 
 
Сивый мерин
#3 Сивый мерин 20.04.2018 17:58
Очень хороший материал!Откровенный и поучительный для нынешних менеджеров»!
Цитировать
 
 
пешеход
#2 пешеход 19.04.2018 23:41
Цитирую Евклид:
Агк строили зэки, их постоянно возили с жд вокзала в прицепах длинномеров закрытых клетками, как будто зверей из зоопарка,зэков было много очень много и без их бесплатного труда ни какие пограничники агк бы не построили ,не надо врать!

ну вы, батенька, себе и польстили :lol: "Евклид", а то уж не Гай Юлий Цезарь ;-)
вот ведь что весна с людями вытворяет :lol:

в то время каждый работал во благо общества! и з/к и пограничники...и комсомольцы по путёвке. А вот что касается ....(простите вырвалось) балоболов, так их в разы меньше было и работали они как большая часть нашей Родины!
Цитировать
 
 
Евклид
#1 Евклид 19.04.2018 06:42
Агк строили зэки, их постоянно возили с жд вокзала в прицепах длинномеров закрытых клетками, как будто зверей из зоопарка,зэков было много очень много и без их бесплатного труда ни какие пограничники агк бы не построили ,не надо врать!
Цитировать
 

Видео

900

monitoring

electromir2

Последние комментарии

Наверх