Алексей Потёмкин: «Каждый учитель - немножечко бог...»

Автор: Татьяна Гостенкова; Создано 11.12.2013;

В Ачинске состоялось торжественное закрытие конкурса «Педагог города – 2013». Абсолютным победителем состязаний стал Алексей Потёмкин – учитель информатики школы № 6, выпускник педагогического университета имени В. П. Астафьева. Сейчас он учится в аспирантуре.

После награждения мы поговорили с молодым преподавателем.

- Алексей, мужчина в школе становится редкостью. Так уж сложилось, что в учебных заведениях в основном работают женщины. Хорошо это или плохо?

- Я не вижу разницы, к какому полу относится учитель. Если у человека есть призвание, то ему он и должен следовать. Считаю, главное, чтобы преподаватель любил детей. А ещё он обязан стать для них идеалом, стандартом. Если это не получилось у учителя, то пусть его заменит отец, дядя, но главное, чтобы он был.

- Слово "стандарт" звучит некрасиво. Может, лучше — идеал?

- Не согласен. Ребёнок в возрасте примерно 10-11 лет начинает рассуждать примерно так: «Каким мне стать? Таким, как мама, которая держит любую ситуацию под контролем, работает в нескольких местах и обладает всеми положительными качествами? Или как папа: он приходит вечерами, ложится на диван у телевизора, но зарплату имеет выше, чем у мамы?» В итоге подросток выбирает не идеал, а именно стандарт, которому и следовать проще. Если, допустим, отец, добившийся определённых успехов в жизни, позволяет себе кричать на жену, то и сын будет поступать так же. В этом случае возникает необходимость воспитания родителей, но, увы, это сделать практически невозможно.

- А как тебя воспринимают родители твоих учеников?

- Да по-разному. Те, с которыми пришлось сталкиваться близко, несмотря на возраст, принимают как педагога – ценят и уважают. Другие могут и игнорировать. Да и потом я вижусь только с теми родителями, у детей которых возникают проблемы в освоении информатики.

- Какие они – нынешние старшеклассники?

- Такие же, как в прошедшие десятилетия, только «игрушки» у них поменялись. Раньше играли в «казаков-разбойников» и салки, теперь их заменили компьютеры и планшеты. Но надо правильно воспринимать прогресс и эволюцию, и меняться самим.

- Ну а как ты относишься к мнению, что вначале должна быть учёба, профессия, а потом – любовь и семья?

- Существует множество статей психологов и учёных, доказывающих, что любовь - следствие недолгих химических процессов. Но есть и противоположные примеры, когда это чувство длится всю жизнь и плавно перерастает во что-то более качественное. Здесь не помогут никакие наказы и лекции: одному человеку, допустим, ещё в детстве привиделся образ единственной и неповторимой, и он готов ради него сам меняться и менять мир вокруг себя. А для другого любовь и женитьба – лишь статус, позволяющий быть более успешным в жизни. И он будет ждать, когда чего-нибудь добьётся, и лишь потом свяжет себя узами брака. Случается и такое: лет в 50 может прийти осознание, что настоящее чувство всё же прошло мимо. Все люди разные, как и их судьбы.

- Сколько лет работаешь в школе?

- Пять. Три года назад окончил университет, преподавать начинал ещё студентом. Учился в Ачинске, занятия шли во вторую смену, поэтому с утра мчался в школу, потом, перекинув язык через плечо, постоянно минут на пятнадцать опаздывая, прибегал на лекции... Но педагоги это терпели, понимая, что кому-то и детей учить надо. Вечером – уроки на завтра, команда КВН.

- Когда ставишь в центр жизни работу, то вечерами все мысли о ней...

- Я не думаю, а кручусь до ночи, тем более сейчас занимая должность заместителя директора школы. И поскольку мы переживаем период реформ (по-моему, они не закончатся никогда), это тяжкое бремя всегда ложится на плечи управленцев.

- Я не могу понять, зачем народное образование меняют? Разве в советской школе нам давали плохие знания?

- Знания – возможно. В СССР был чёткий инструмент воспитания – пионерская и комсомольская организации. Имелась и идея – построение коммунистического общества. Концепция современного образования основана на том, что, кроме знаний, надо давать и умение применить их в жизни.

- А разве плохо иметь идеал?

- Нет, я тоже за него, но тот период, к сожалению, закончился. А новые ценности вроде как ещё не сформированы. Хотя, наверное, они просто никем не обозначаются вслух: это успешный человек, иногда идущий по головам, но добивающийся своего. Нравится вам такая позиция или нет – это другой вопрос.

- То есть главное - быть богатым и успешным?

- Да, этот лозунг сейчас популярен, им пропитаны телевидение, пресса. Но вспоминаем и о другом - как важно быть человечным и гуманным. Поэтому сейчас и собираются работать над личностным блоком в образовании. Однако не понимают, с какой стороны к нему подобраться.

- Алексей, а ты помнишь свой первый урок?

- Отчётливо. Не было особого трепета и ужаса, урок проходил в десятом классе. До этого работал летом в лагере «Сокол» и знал, что подростки с восторгом не примут: не все хотят учиться, кому-то приятнее «позависать» в молодёжных тусовках, а кто-то приветствует и мордобой. Сделал ставку на то, что я – учитель молодой, и вначале будут слушать все. Так оно и случилось, но, спустя пару месяцев, ко мне уже привыкли и начали устраивать всевозможные «проверки»…

- Кнопки на стуле рассыпали?

- Если такое и замышляли, то зря старались: я на уроке не сижу, всегда на ногах, и стул приготовлен явно не для меня. А так как компьютеров всегда не хватает, то могу посадить ученика к своему. Помнится, ребята зажигали петарду: едва не за ухо вытащил из класса виновного ученика и повёл к директору. Иду и размышляю: что буду дальше делать? Отправлю в Совет профилактики? Он там уже был. В КДН? Так вроде бы петарда – шалость, а не преступление. Решил остановиться на первой мере.

- Ты – молодой, симпатичный. Старшеклассницы влюбляются?

- Признаний в любви не было, и, надеюсь, никогда не будет. Если я вижу, что девушка начинает проявлять какие-то симпатии, то стараюсь меньше вести с ней беседы о частной жизни, не давать поводов для фривольности.

- А как воспринял новость, что стал учителем года?

- Это всего лишь конкурс. Правда, весьма сильный — в нём участвовали профессионалы: я посмотрел, как работают коллеги, у кого из них какая жизненная позиция, что-то перенял и использую на своих уроках.

- Учась сейчас в аспирантуре, кем ты видишь себя в дальнейшем? Директором школы?

- Ни в коем разе. У меня уже сейчас на личной жизни крест наметился, а директор – это ещё земелькой сверху присыпать и притоптать… Я, скорее всего, разработчик, люблю анализировать, находить факты, которые, быть может, раньше никто не замечал, создавать концепции и проверять их на практике. Если же уйти из школы и удариться в чистую науку, то родится теория, не привязанная к жизни. Мой первый наставник Светлана Марсильевна Куропаткина, она сейчас заместитель директора школы № 17, как-то сказала: «Свой жизненный выбор делай сам. Но как бы было здорово никогда не бросать практику, всегда оставаться в школе, и при этом заниматься наукой!» Некоторые педагоги умудряются это делать, попробую, наверное, и я.

- Какой должна быть твоя жена: умной или красивой?

- У меня другие стандарты: главное – быть интересным человеком, за которого мне никогда не будет стыдно. Да и чтобы с родителями нашла общий язык…

- Возникает подозрение, что кто-то в твоём роду носил звание учителя…

- Да, бабушка, которая была директором школы в посёлке Берёзовка Большеулуйского района. На её похороны приехали ученики со всего Красноярского края и других районов России, окончившие школу 30–40 лет назад. Когда я стану старым, то мне хотелось бы уйти из жизни так же.

- И последний вопрос: с кем будешь встречать Новый год?

- Дома. А потом можно и к друзьям…

 

Комментарии  

 
 
Тёмыч
#1 Тёмыч 12.12.2013 01:20
Какой хороший парень, если не рисуется.
Цитировать
 

Видео

900

monitoring

electromir2

Последние комментарии

Наверх